-4.1 C
Алматы
Суббота, 21 декабря 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Новости Образование

    Как интеграция учебного и производственного процессов меняет высшее образование: опыт одного казахстанского вуза

    Эксперт с большим опытом в сфере экономики и образования Динара Амержанова рассказывает о том, как интеграция учебного и производственного процессов помогает готовить студентов к реальной профессиональной деятельности. В беседе она поделилась с редакцией примерами успешного взаимодействия вузов и предприятий, а также описывает, какие методы и технологии можно использовать, чтобы сделать обучение более практикоориентированным и востребованным на рынке труда.

    Динара Амержанова прошла впечатляющий карьерный путь, начав как преподаватель в Екибастузском инженерно-техническом институте и доросла до заведующей кафедрой и проректора по учебно-методической работе. Она активно занималась разработкой и образовательных программ и внутренних документов, разработкой и совершенствованием LMS системы вуза и научными исследованиями. За свои достижения Динара получила множество наград, включая Благодарность Министра образования и науки, почетные грамоты от акима Экибастуза и медаль «Білім беру саласының үздігі». Кроме того, Динара Амержанова является экспертом в области образовательных программ высшего и послевузовского образования и имеет более 40 публикаций, более половины из которых вышли в последние пять лет, в том числе, индексируемые в базах данных Scopus и Web of Science.

    Отметим, что Екибастузский инженерно-технический институт имени академика К. Сатпаева показывает стабильно высокий уровень трудоустройства выпускников. Так, в 2018 году Институт занял первую строчку в рейтинге вузов по трудоустройству, проведенном Министерством труда и социальной защиты РК ( https://iac.enbek.kz/ru/node/595 ). В 2019 году, по данным «Независимой оценки образовательных программ казахстанских вузов», результаты которой размещены на портале Электронного Правительства ЕИТИ занял первую строчку, среди вузов РК по показателю трудоустройства и составил 86%.

    – Динара, расскажите, как ваш опыт в разработке учебных программ помогает интегрировать производственные процессы в образование?

    Мой опыт в этой области можно разделить на два уровня: кафедральный и общевузовский. На уровне кафедры мы начали активно сотрудничать с представителями бизнеса и промышленности, чтобы адаптировать наши Образовательные программы под реальные запросы рынка труда. Мы буквально согласовывали содержание учебных планов и содержание учебных дисциплин с работодателями, чтобы наши студенты получали не просто теоретическую подготовку, а знания и навыки, которые будут им необходимы для практической работы. Когда я уже заняла должность проректора, мы реализовали более глобальный подход – создали Наблюдательный совет, в состав которого вошли представители предприятий региона. Это позволило строить конструктивный диалог с работодателями и вносить изменения в образовательные программы на уровне института, учитывая специфику производственных процессов в регионе. Этот интегрированный подход позволил нам разработать программы, которые соответствуют как законодательным стандартам и требованиям Болонского процесса, так и запросам работодателей, что повысило практическую ценность обучения и востребованность наших выпускников на рынке труда.

    – Какие шаги предпринимались для организации сотрудничества между Институтом и промышленными предприятиями?

    Одним из ключевых шагов стало создание Наблюдательного совета, который служит основным связующим звеном между Институтом и промышленными предприятиями. Этот орган позволил нам адаптировать образовательные программы под реальные потребности рынка труда, ориентируясь не только на теоретические аспекты, но и адаптировать их под реальные запросы рынка труда. Мы также модернизировали учебные планы, в рамках Образовательных программ, внедряя дисциплины и результаты обучения в соответствии с профессиональными стандартами по направлениям подготовки и согласовывали программы производственных практик, что обеспечило студентам реальный производственный опыт. Мы также инициировали совместные научные проекты с бизнесом и проводили регулярные встречи, где обсуждали изменения на рынке труда.

    Этот комплексный подход обеспечил постоянную обратную связь между образовательным процессом и производством, способствуя более глубокой интеграции.

    – Как вы оцениваете эффективность интеграции учебного и производственного процессов в подготовке студентов, основываясь на вашем опыте работы в качестве заведующей кафедрой?

    Эффективность интеграции учебного и производственного процессов можно оценить через несколько ключевых аспектов. Во-первых, студенты, проходившие производственные практики, согласованные с реальными требованиями предприятий, демонстрируют значительно более быструю адаптацию к профессиональной среде. Работодатели подтверждают, что такие выпускники обладают более глубокими практическими навыками и знаниями, что делает их более конкурентоспособными на рынке труда.

    Во-вторых, участие представителей бизнеса в разработке учебных программ позволяет оперативно вносить изменения, отражающие актуальные запросы отрасли. Это обеспечивает соответствие подготовки студентов современным профессиональным стандартам.

    Наконец, сами студенты отмечают, что интеграция с предприятиями дает им более четкое понимание требований профессии и уверенность в своих силах на будущих рабочих местах. Такой подход не только повышает практическую ценность обучения, но и способствует успешному профессиональному старту выпускников.

    – С какими проблемами вы сталкивались при внедрении производственного опыта в учебные программы?

    Одна из первых проблем заключалась в том, что это был новый для нас опыт. Не было готовых механизмов взаимодействия между Институтом и производством. Нам пришлось много работать над тем, чтобы найти баланс между теорией и практикой. Еще одной сложностью было время – так как изменения и новшества, предлагаемые работодателями, после обсуждений, было необходимо вносить в Образовательные программы, а это процесс не простой, так как после внитривузовского согласования, все Образовательные программы проходят независимую экспертизу и только потом могут быть включены в Реестр Образовательных программ и могут быть использованы в учебном процессе. Но пройдя все этапы разработки, согласований и экспертизы, на выходе, мы получили качественные Образовательные программы, которые позволяют готовить квалифицированных выпускников и поддерживать высокий уровень трудоустройства выпускников.

    – Приведите практические примеры реализации интеграции учебного процесса и производственного на основе вашего опыта.

    Один из удачных примеров – это регулярные мастер-классы от профессионалов. Мы приглашаем профессионалов с богатым опытом, которые не только делятся актуальными знаниями, но и демонстрируют конкретные аспекты своей работы, что позволяет студентам лучше понять профессиональные требования и практическую среду их будущей деятельности. Кроме того, мы внедрили практику проведения параллельных занятий, когда представители бизнеса совместно с преподавателями проводят лекции и семинары. Часто такие занятия организуются в онлайн-формате, прямо с рабочих мест экспертов, что дает студентам возможность виртуально «погрузиться» в производственный процесс. В ходе таких занятий студенты могут наблюдать рабочую обстановку в режиме реального времени, задавать вопросы и получать моментальные разъяснения от практиков. Эти подходы способствуют максимальному сближению теоретической подготовки с реальными условиями производства, что значительно повышает эффективность образовательного процесса.

    – Как современные технологии помогают улучшить связь между образованием и производством?

    Современные технологии существенно способствуют сокращению дистанции между образовательным процессом и производственной практикой. Одним из ключевых инструментов является использование онлайн-платформ и виртуальных лабораторий, которые позволяют студентам осваивать актуальные программные продукты и инструменты, применяемые в отрасли. Эти технологии дают возможность моделировать реальные рабочие процессы в виртуальной среде, что повышает прикладной характер обучения.

    Кроме того, нами активно используется смешанное обучение (blended learning), которое сочетает онлайн-обучение с практическими занятиями. Такая модель предоставляет гибкость в образовательном процессе, позволяя студентам совмещать теоретическую подготовку с непосредственным участием в производственных процессах. Это не только увеличивает доступность образования, но и обеспечивает подготовку специалистов, которые обладают необходимыми навыками и соответствуют требованиям современной экономики.

    – Расскажите о вашем опыте цифровизации учебного процесса.

    Мой опыт цифровизации учебного процесса был масштабным и системным. Мы полностью реорганизовали образовательную модель, разработав и внедрив онлайн-платформу, которая объединила обучение и административные процессы в единую цифровую среду. Платформа предоставила возможности проведения потоковых занятий с возможностью сохранения записей, автоматизированную систему ведения журнала успеваемости с отображением оценок в личных кабинетах студентов, а также размещение учебных материалов по всем дисциплинам.

    Дополнительно, был создан модуль для формирования транскриптов, что упростило администрирование учебного процесса. Студенты и преподаватели получили доступ к электронной библиотеке вуза, что существенно облегчило работу с учебными материалами и расширило образовательные ресурсы. Для обеспечения коммуникации была разработана система внутренней переписки, а для администрации предусмотрены аналитические модули, которые позволяют контролировать и анализировать как количественные, так и качественные показатели успеваемости студентов.

    Эта цифровизация оказалась особенно полезной в условиях пандемии COVID-19, когда учебный процесс был вынужден перейти в дистанционный формат. Благодаря своевременной доработке и адаптации платформы, обучение продолжалось без значительных потерь в качестве, что позволило вузу оперативно реагировать на изменения и эффективно поддерживать образовательные процессы.

    В заключение нашего разговора с Динарой Амержановой становится очевидно, что развитие высшего образования через интеграцию учебного и производственного процесса — это ключ к подготовке квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Ее многолетний опыт и практическое видение помогают находить эффективные решения в построении связей между вузами и бизнесом, что особенно важно для региона

    Автор: Михаил Логинов

    Похожие записи

    Правила госзакупок изменились в Казахстане

    Фариза

    В Алматинской области объявили о локдауне на выходных

    Фариза

    Заместитель районного акима в Костанайской области погиб в аварии

    Фариза

    Оставить комментарий

    шесть + пятнадцать =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.