История о том, как мобилизационный резерв продолжает кочевать из министерство в министерство и что из того вышло.
Сразу отметим, что сведения о мобилизационном резерве охраняются законом о госсекретах. Никаких данных о стратегических запасах редакция BaigeNews.kz не разглашает, а лишь обращает внимание на непонятные и странные схемы в процессе передачи, передает Qazweek.kz
Что такое мобилизационный резерв и для чего он нужен?
Мобрезерв – это часть государственного материального резерва страны. Военнослужащие используют его при мобилизации, военном положении и в военное время. В мирное время мобрезерв применяют для оказания гуманитарной помощи и принятия первоочередных мер по ликвидации последствий ЧС,в том числе эпидемий.
15 марта 2020 года в связи с эпидемией коронавируса Президент Казахстана объявил ЧП по всей стране. В интервью ТАСС Касым-Жомарт Токаев озвучил сумму, потраченную на борьбу с коронавирусом, – почти 6 триллионов тенге. Были ли в период пандемии использованы лекарственные средства (далее – ЛС) и медицинские изделия (далее – МИ) из стратегических запасов – неизвестно. Данные о мобилизационном резерве засекречены.
Однако в мае 2020 года экс-мажилисмен Серик Бектурганов приоткрыл завесу тайны и озвучил интересные сведения, благодаря которым удалось представить, в каком состоянии находится стратегически важный для страны резерв медикаментов, медтехники и оборудования.
«Большая часть медицинского и санитарно-хозяйственного имущества мобилизационного резерва, дыхательная аппаратура, электрокардиографы, стоматологическое, лабораторное оборудование, физиоаппаратура, средства индивидуальной защиты, заложенные еще в советский период, морально устарели, и в настоящее время их использование в медицинской практике не представляется возможным. Может, по этим причинам в условиях пандемии и эпидемии коронавируса мы не получали никакой информации о том, что в стране были использованы хоть какие-то материальные ресурсы из государственного материального резерва системы здравоохранения», – сказал на одном из заседаний Мажилиса Серик Бектурганов.
Одной из причин сложившейся ситуации является то, что с 1992 года система госматрезерва преобразовывалась 10 раз как в самостоятельный орган, так и с передачей из одного министерства в другое. Госматрезерв успел побывать в ведении МЧС, министерства нацэкономики, оттуда был передан в министерство обороны и аэрокосмической промышленности, затем вновь вернулся в состав МНЭ.
К слову, тогда, в разгар пандемии депутаты обсуждали законопроект о передаче резервных ЛС и МИ из комитета по госматрезервам при МНЭ в Минздрав. Но перед этим, ведомствам требовалось провести полную инвентаризацию и ревизию имущества на складах и их технического состояния с привлечением иных компетентных органов.
С тех пор комитет по ЧС успел отделиться от МВД и стал отдельным министерством, а комитет по госматрезервам вошел в его состав. В феврале 2021 года МЧС сообщило о создании комиссии по определению непригодности разбронированных материальных ценностей медназначения мобрезерва.
Кому были переданы медицинские запасы?
Этот вопрос в августе 2021 года мы задали в МЧС и Минздрав, но почему-то получили противоречащие друг другу ответы.
По данным МЧС, работы по передаче в Минздрав ЛС и МИ мобрезерва были завершены 1 марта 2021 года.
По Закону поставка, хранение ЛС и МИ мобрезерва и их выпуск в порядке освежения и разбронирования в случаях изменения номенклатуры осуществляется единым дистрибьютором, каким являетсяТОО «СК-Фармация«.
Информация об общей сумме стратегических запасов защищается законом о госсекретах, а значит, мы не узнаем, на сколько заполнен мобрезерв.
Но сможет ли единый дистрибьютор увеличивать объемы или освежать запасы в случае необходимости? «СК-Фармация» является товариществом с ограниченной ответственностью, а не госорганом. Но только госорганы могут осуществлять госзакупки с применением особого порядка. Этот момент разработчики закона судя по всему не учли.
Предположим, «СК-Фармация» будет использовать обычные госзакупки. Но тогда возникает еще один вопрос: если запасы мобрезерва являются государственным секретом, то как ТОО намерено закупать ЛС и ИМ без указания объема и наименования на сайте госзакупок?
На официальном сайте единого дистрибьютора есть одно упоминание о мобрезерве, но под заголовком «кадровый вопрос». Где компания заявляет, что несмотря на передачу мобрезерва и возросшую нагрузку на работников, штатная численность «СК-Фармации» не менялась.
Но на самом ли деле мобрезерв был передан единому дистрибьютору? В Минздраве нам ответили, что передача ЛС и МИ еще не завершена.
РГП, РГУ и другие нестыковки
В редакцию поступила инсайдерская информация о том, что мобрезерв дважды был передан не в «СК-Фармация», а в юридически несуществующую организацию – Республиканское государственное предприятие «Республиканский центр специального медицинского обеспечения». При этом в стране действует Республиканское государственное учреждение «Республиканский центр специального медицинского обеспечения» (РЦСМО). Предположительно, перед передачей мобрезерва, учреждение должны были реорганизовать в предприятие и даже подписали акты приема-передачи на РГП.
В чем разница между предприятием и учреждением?
Предприятие – коммерческая организация, обладающая статусом юридического лица и преследующая коммерческие цели: производство продукции, торговля товарами, оказание услуг и выполнение работ. В состав предприятия могут входить движимое и недвижимое имущество, исключительные права, оборотные средства, готовая продукция и сырье и многое другое.
Учреждение – некоммерческая организация, созданная для выполнения задач, связанных с социально-культурной, просветительской, образовательной и иной деятельностью, не предполагающей напрямую заработка денег. Собственником может выступать как частное, так и юридическое лицо, государство, финансируя проект частично или полностью.
Но и госучреждение может заниматься «обслуживанием» мобрезерва на примере комитета по госматрезервам при МЧС. Зачем понадобилась реорганизация РГУ в РГП? Вопрос остается открытым.
В Минздраве информацию о наличии «прокладки» в виде РЦСМО не опровергли. Лишь отметили, что организация осуществляет поддержание постоянной готовности мобрезерва в рамках закона.
Примечательно, что в Минздрав и МЧС были направлены одинаковые вопросы, с одним лишь отличием: в вопросе для МЧС не было слова «несуществующее». Однако в ответе МЧС это слово в вопросе появилось, что наводит на мысль – оба ведомства готовили ответ согласовано, либо кто-то у кого-то просто списал.
Но в ответе МЧС важнее подтверждение, что РЦСМО все-таки присутствовало при приеме-передачи. Но для чего?
Возможно, исполнители на местах просто не могут принять мобрезерв в ТОО из-за нестыковок в законодательстве. Выходит, что лекарства и медицинские изделия, предназначенные для военных, остаются бесхозными. И это на фоне обострившейся ситуации с талибами в 1,5 тысячах километрах от казахстанской границы.
1 сентября в очередном послании народу Глава государства заявил, что Казахстан должен быть готов к наихудшему варианту развития событий. Но сколько раз Министерство обороны участвовало в инвентаризации лекарственных средств мобрезерва?
И для чего затеяли очередную передачу мобрезерва из ведомства в ведомство? Учли ли коррупционные риски, когда Минздрав готовит необходимую номенклатуру мобрезерва и сам же его закупает. Не повлечет ли передача мобрезерва дополнительных расходов из бюджета на увеличение штата? Эти и другие вопросы мы направили Премьер-министру Аскару Мамину.
Фото: из открытых источников