Мадина Алимханова. На референдуме казахстанцы будут голосовать за окончание эпохи экс-президента Нурсултана Назарбаева, считает директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис, сообщает Qazweek.kz со ссылкой на КазТАГ.
«Давайте рассматривать это его интервью (Нурсултана Назарбаева политологу Данияру Ашимбаеву – КазТАГ) в контексте нескольких событий. Господин Назарбаев считает, что он за 30 лет в той или иной степени укрепил казахстанскую государственность путем построения дееспособного государства и ухода из-под прямого диктата Москвы и создал в той или иной степени основу рыночной экономики, пытаясь сформировать открытую экономику. И он считает, что все, что он делал на этом посту, было на благо государства и от всяких ошибок и просчетов он должен быть защищен соответствующим иммунитетом, который закреплен в Конституции, в законе о Первом президенте, как для него, так и для его семьи. Январские события всю эту конструкцию сильно пошатнули, можно сказать, снесли в той или иной степени. И то, что 5 июня мы будем голосовать по существу – это окончание 30-летней эпохи Назарбаева. Его нет в Конституции, он уходит с политической сцены и с ним не связано влияние на страну, как он сказал – он просто пенсионер», — сказал Жовтис агентству КазТАГ в понедельник.
По мнению Жовтиса, высказыванием о родственниках Назарбаев хотел показать, что является демократическим правителем.
«В данном случае, когда он уходил, его безопасность на законодательном уровне и на уровне политических договоренностей была гарантирована. В ситуации с Назарбаевым семья не оказалась полностью защищена. Близкие родственники как-то защищены, а родственники второго эшелона не защищены. Я думаю, что этим интервью он пытался подчеркнуть, что он ушел добровольно как демократический правитель, который не вмешивается никуда, и если кто-то из его родственников за его спиной что-то делал, то должен отвечать по закону, но он, вроде как ни при чем, к нему никаких претензий и нужно отметить его вклад в строительство независимого Казахстана. Вот так это можно интерпретировать», — пояснил он.
При этом Жовтис подчеркнул, что даже закрепленный в законодательстве иммунитет ничего не гарантирует.
«После того, как он перестает быть президентом, он отвечает перед законом,как и любой другой человек. Его иммунитет, который придан ему был Конституцией, законом о Первом президенте и так далее за то, что он делал тогда, существует. Но когда мы имеем дело с авторитарными государствами, как нам показывает огромная практика мировая, от Сингапура до Индонезии, даже если в Конституции и законодательстве записано некое неравенство и президент обладает какими-то особыми полномочиями, вдруг начинают действовать политические соображения больше, чем правовые. И в этом смысле правовые гарантии иногда ничего не гарантируют. Поэтому то, что рассчитывает господин президент, это то, на что он рассчитывает, а вот то, на что будет наталкивать политическая целесообразность, сказать достаточно сложно», — сказал он.
Кроме того, Жовтис отметил, что от политической целесообразности будет зависеть «взорвутся» ли политические и экономические «мины», оставшиеся с 1990-х годов.
«Я много лет одну и ту же мысль продвигаю без особого успеха, что весь переход от государственной плановой советской экономики без частной собственности к рыночной экономике с частной собственностью с приватизацией 90-х годов проходил, мягко говоря, не очень законно и не очень легитимно. Поэтому он оставил, как я их называю «мины» на политических и экономических полях нашей родины. И когда они будут взрываться, и кто и когда будет выкапывать их, чтобы они взрывались, очень трудно сказать. Никаких гарантий нет. Будет политически целесообразно, значит, будут двигаться в этом направлении, будет политически невыгодно и нецелесообразно, значит, временно это отложат, и, может быть, навсегда закопают», — отметил Жовтис.