Станут ли январские события в Казахстане точкой отсчета нового времени в жизни республики? Что стоит за заявлениями президента Токаева, сделанными им 11 января перед депутатами мажилиса парламента РК? Почему спецслужбы страны не сумели предотвратить нападения, парализовавшие жизнедеятельность целых городов и регионов? Наконец, состоялся ли окончательный транзит власти? Об этом сообщает Qazweek.kz со ссылкой на Forbes.kz с казахстанским политологом, главой Группы оценки рисков Досымом Сатпаевым.
F: Досым, что бы вы выделили из выступления президента Токаева?
— В выступлении основной акцент был сделан на силовой и социально-экономический блок. Но даже те тезисы, которые прозвучали, говорят о том, что завершился период полутранзита власти, о котором я говорил с 2019 года, и начался полноценный транзит, когда властные полномочия перешли от одного игрока к другому. При этом важно понять, в каком направлении будет идти этот транзит: в сторону реальных реформ и изменений или в очередную имитацию движения, которая закончится новым культом личности и бумажной пеной.
F: Стала ли неожиданной для вас критика LRT, БРК, «Самрук-Казына», «Оператора РОП»?
— Во время начала полноценного транзита власти, когда Нурсултан Назарбаев уйдет с политической сцены, первое, что будут делать, — начнут передел собственности. Об этом я писал в своей книге «Деформация вертикали», которую издал в 2019 году, где проанализировал все казахстанские проблемы, слепые зоны, мины замедленного действия в обществе и внутриэлитный конфликтогенный потенциал, который представляет угрозу стране. К сожалению, так и произошло. При этом те выпады, которые Касым-Жомарт Токаев сделал в адрес олигархов и финансово-промышленных групп, большинство из которых были «продуктами» первого президента, напоминает мне действия Владимира Путина после того, как он получил власть от Бориса Ельцина. Первое, с чего он начал, — чистка внутри олигархов, где с одними договорился, других наказал, а третьи сбежали.
Видно было, что в выступлении Токаева был сделан message по всем трем этим группам. Одни олигархические группы он призвал делиться, другие (в том числе из числа членов семьи первого президента) — решил наказать. Говорил о том, что надо пресекать попытку вывода капиталов. Но сказав «А», надо сказать и «Б». Я уже долгое время, в том числе и на Forbes.kz, поднимал тему деофшоризации экономики, предлагая начать возвращение в Казахстан тех теневых капиталов, которые были спрятаны в офшорах нашей политической и бизнес-элитой, так как их общая сумма будет составлять несколько национальных фондов страны.
F: Что вы думаете по поводу критики КНБ и начатых расследований в отношении его руководства?
— Арест Карима Масимова уже говорит о том, что Токаев не доверял спецслужбе. Хотя это не уникальный случай. Критика президентом КНБ напомнила мне ситуацию в Узбекистане, когда Шавкат Мирзиеев стал президентом Узбекистана после смерти Ислама Каримова. Первое, что он начал делать, это чистку в Службе национальной безопасности Узбекистана. Сначала убрал оттуда бессменного председателя СНБ Рустама Иноятова, который долгое время был тесно связан с предыдущим лидером страны. Шавкат Мирзиеев заявлял, что СНБ перестало выполнять функцию защитника национальной безопасности, превратившись в неэффективную структуру. Дошло до того, что в 2018 году узбекский лидер вообще переименовал СНБ в Службу государственной безопасности Узбекистана.
Что касается Казахстана, то, как выяснилось, в Казахстане силовые структуры долгое время были инструментами внутриэлитных разборок, а национальная безопасность страны вдруг стала напоминать «черепаху без панциря». И это опасный сигнал, так как весь мир увидел, что Казахстан с его системой безопасности — это бумажный тигр, которого легко можно смять. Страшно представить, что будет со страной в результате внешней агрессии более серьёзного противника. Поэтому главным результатом реформ силовых структур является изменение их места и функций в системе национальной безопасности страны, где они должны защищать не власть и отдельных ее представителей от народа, а личность, общество и государство, как это и должно быть в классической системе обеспечения национальной безопасности любого государства.
F: Своевременно ли подняты те проблемы, которые озвучил президент Казахстана?
— Многие проблемные зоны, о которых говорил Токаев в своем выступлении, уже в течение долгого времени мы поднимали на поверхность в своих выступлениях, статьях, комментария, аналитических исследованиях, начиная с олигархизации экономики, неэффективного госаппарата, отсутствия социальной справедливости, серьезного разрыва в доходах, роста социальной напряженности, увеличения протестных настроений, радикализации части общества и т.д. Мы давно уже били в набат, говоря о том, что Казахстан — это пороховая бочка. Но власть не слушала. Даже обвиняла в том, что мы своими предупреждениями вносим дестабилизацию в стране. Выяснилось, что внутриэлитные конфликты могут дестабилизировать страну больше, чем любая мирная демократическая оппозиция, которую власть долгие годы видела чуть ли не главной угрозой для безопасности. Как выяснилось — не там искали врага и не с теми боролись.
И если данную кризисную ситуацию не воспримут как последний звонок и будут использовать только для передела власти без тотальной чистки старой элиты и замены ее новыми людьми, в том числе через честные и конкурентные выборы, то другого шанса может и не быть. Никакая эффективная социально-экономическая реформа не будет эффективной без политических реформ. Ведь и олигархическая экономика — это зеркальное отражение неэффективной политической системы, где групповые интересы долгое время ставились выше, чем государственные, где набирали всегда лояльных, а спрашивали как с умных, где доступ к власти рассматривали как доступ к ресурсам.