Эта уникальная операция, которую зимой 2003 года провели сотрудники ГУУР МВД, осталась незамеченной бишкекчанами. Как мне потом сказали в руководстве главка, сделано это было специально — обнародованная информация могла спровоцировать крупный международный скандал
Тогда милиционеры задержали с поличным на Ошском рынке «крестного отца» местной мафии, контролировавшего «бизнес» попрошаек. Кроме того, преступники поставили на поток похищение младенцев, которых по хорошо отлаженным каналам перепродавали за границу, передает Qazweek.kz со ссылкой на Sputnik Кыргызстан.
Оперативники Хаким Караходжаев и Александр Белунскас оставили заметный след в истории отечественного уголовного розыска. Они выделялись из общей массы коллег и считались профессионалами сыска. На счету стражей порядка было много раскрытых громких дел. Караходжаев уже давно на заслуженном отдыхе, а Белунскас сегодня занимает руководящую должность в правоохранительных органах России.
…О том, что в Бишкеке орудует банда, похищающая детей, тогда даже в милиции знали единицы: руководство ГУВД сделало все, чтобы избежать случайной огласки. Ходили слухи, что малышей продают на органы за рубеж. Правоохранители, что называется, рыли землю носом, чтобы выйти на след киднеперов, но те были крайне осторожны.
Об этих преступлениях я случайно узнал от знакомых сыщиков уже на заключительном этапе расследования. Во время встречи Хаким и Александр обмолвились, что скоро поставят точку в громком деле, и обещали поделиться некоторыми подробностями. Однако сразу после раскрытия все следственные мероприятия попали под гриф «для служебного пользования» и вскоре были списаны в милицейский архив.
Жительница Акмолинской области продала своего грудного ребенка за 1 миллион тенге
Оперативники рассказали, что неизвестные преступники почти год держат в напряжении всю столичную милицию: на одном из крупных городских рынков исчезают малолетние дети. Было ясно, что их похищают, и скорее всего не ради выкупа, а для «усиления» армии попрошаек. В те годы этот подпольный «бизнес» был очень популярен в криминальной среде и приносил приличные барыши.
Последний случай произошел возле общественного туалета на базаре. Прежде чем зайти туда, молодая мамочка оставила пятилетнего сына приглядывать за дочкой, спящей в коляске. Выйдя на улицу через несколько минут, она увидела только плачущего мальчика — коляска была пуста. Женщина бросилась искать дочь на рынке, но все было тщетно. По факту пропажи ребенка завели уголовное дело. Стражи порядка первым делом попытались разговорить находившегося в шоке мальчика. Тот рассказал, что сестренка плакала и он старался ее успокоить, а потом подошла какая-то женщина и сказала, что поможет ему. Она вытащила малышку из коляски и быстро затерялась в толпе. Естественно, описать внешность похитительницы ребенок не смог.
Как мне потом рассказали правоохранители, это был первый серьезный промах злоумышленников: раньше они высматривали детей у лиц, ведущих асоциальный образ жизни, — алкоголиков и бомжей, ведь те стараются не связываться с милицией. Уже позднее один из задержанных признался на допросе, что в тот раз они изменили своим правилам, — слишком легкой показалась добыча, кроме того, у них давно был «заказ» на новорожденного, покупатели торопили. Преступники посчитали, что милиционеры вряд ли выйдут на их след: в ближайшее время ребенок должен был покинуть территорию Кыргызстана, а через пару месяцев на чужбине его следы затерялись бы окончательно…
«Дорогая моя девочка», или История дрянной девчонки
Через сутки к расследованию подключились сыщики ГУУР МВД. Первоначальные поиски существенных результатов не дали. Торгующие по близости реализаторы, которые, возможно, и были невольными свидетелями преступления, отмалчивались — видимо, боялись. Тогда оперативники решили задействовать всю базарную агентуру, и расследование стало набирать обороты. Вскоре у стражей порядка появилось первое описание людей, причастных к организации криминального бизнеса на рынке. Так в их поле зрения попали мужчина и женщина — невзрачная пара сожителей. Женщине было уже далеко за 30, а ее кавалеру едва исполнился 21 год.
Сотрудники угрозыска выяснили, что ранее, летом 2002-го, на базаре пропал двухмесячный ребенок местных бомжей. В милицию по этому поводу никто не обращался. Следы вели в соседний Казахстан, где малыша продали членам базарной «мафии».
Активность сыщиков на рынке не осталась незамеченной для похитителей. Они на время «поймали тишину». От надежных осведомителей оперативникам стало известно, что парочка отправилась вместе с похищенным младенцем на заработки в Алматы. Началась кропотливая работа с казахстанскими коллегами по обмену ориентировками и информацией. А в это время новорожденную, как куклу, передавали с рук на руки на автовокзалах… В конце концов девочка попала в алматинский дом малютки, откуда наши правоохранители забрали ее почти накануне запланированного усыновления. Конец истории был счастливым — ребенка передали родителям.
А вот похитителей тогда «заполучить» не удалось: казахстанские стражи порядка оставили их для собственного расследования. Во-первых, потому что подозреваемая, предположительно, была беременна. А во-вторых, потому что ее любовника подозревали в совершении преступлений на территории РК.
Однако вскоре дело приняло неожиданный оборот. Спустя пару месяцев оперативникам имущественного отдела ГУУР МВД во главе с полковником Николаем Леписовым поступила информация, что организаторы криминального бизнеса снова приехали в Бишкек. Здесь у них было «лежбище», где каждый малолетний попрошайка беспрекословно отдавал им часть дневного «заработка». На эти-то хлеба преступники и вернулись и даже сняли квартиру поблизости от Ошского рынка… На задержание парочки отправились Хаким Караходжаев и Александр Белунскас.
Почти сутки сыщики просидели в засаде возле съемной квартиры подозреваемых, пока те наконец вышли из подъезда. Задержание провели в штатном режиме, торговцам живым товарам предложили проехать в ГУУР МВД. В тот же вечер судья Ленинского района выдал санкцию на их арест.
Фото: из открытых источников