Уполномоченная по правам ребенка в Казахстане Аружан Саин рассказала, кто ставит ей палки в колеса и почему, передает Qazweek.kz со ссылкой на Liter.kz.
Саин ответила на вопросы журналистов о том, готова ли она уйти с должности, если народ об этом попросит.
«Мне в принципе этот мандат не нужен, и кресло тоже. Я делала эту работу до назначения и сейчас. Просто сейчас это дает возможность системно повлиять на многие процессы и продвинуться в решении проблем так, чтобы их завтра не было. Но если меня уберут с этой должности, то я не расстроюсь абсолютно, потому что буду продолжать заниматься там, где я разбираюсь», — сказала она в интервью YouTube-каналу BaigeNews.kz.
Омбудсман заявила, что уход с должности не уберет ее с поля общественной работы, добавив, что не получает зарплату за работу Уполномченного и не имеет штата.
«Я за нее абсолютно не держусь. Но это было коллегиальное решение и мы решили что лучше попробовать и сделать, вдруг получится изменить эту систему хотя бы в тех вопросах, где мы видим четкие пути решения, чем отказаться и не воспользоваться этой возможностью», — пояснила она.
Саин посетовала, что в Казахстане сегодня практически нет инвестиций в человеческий капитал, особенно в детей. Поэтому будучи только назначенной на должность Уполномоченного, она написала письма в акиматы всех регионов с просьбой перераспределить бюджеты из профессионального спорта с упором на массовый детский спорт. Однако абсолютно все регионы, по ее словам, проигнорировали это предложение. Поэтому их обязали.
Позже соответствующие поправки внесли в законодательство. В 2021 году регионам запретили тратить так много денег на профессиональные команды.
Например, по ее словам, на одну хоккейную или футбольную команду раньше могли тратить от трех до семи миллиардов тенге из бюджета. Один концерт мог обходиться 850 миллионов или больше миллиарда. Поэтому и поставили ограничения на хоккей и футбол 1,2 миллиарда тенге, на другие виды — по 400 миллионов тенге.
Ведь бюджет – это средства налогоплательщиков, а им важно, чтобы их дети могли заниматься спортом, а не только профессиональные игроки.
«Возможно это и является причиной массированных атак на меня, чтобы снять с должности, потому что эта реформа идет в ручном режиме, и я являюсь ее инициатором. Сейчас под руководством Администрации Президента, Правительство просто заставляет акиматы перераспределять эти бюджеты. Но на местах эти потоки тоже в плоскости чьих-то интересов лежат, и они не хотят, чтобы их забирали из профессионального спорта и отдавали в детский», — отметила Саин.
Противодействие такой реформе сейчас идет на разных уровнях. Что касается республиканских госорганов, то там часто наблюдается не злой умысел, а равнодушие и формальное отношение.
Поэтому, как считает омбудсмен, на госслужбу важно принимать профессионалов и назначать им хорошую зарплату. Потому что один такой человек сможет сделать для страны больше, чем 10 работников в маленькими окладами.
Фото: из открытых источников