Известный казахстанский китаевед Константин Сыроежкин, осужденный по обвинению в государственной измене, решил обратиться к президенту Касым-Жомарту Токаеву, парламенту и правозащитникам, передает Qazweek.kz со ссылкой на КазТАГ
«Ситуацию в которой оказался я и администрация учреждения, где я отбываю наказание, можно смело характеризовать как правовой нонсенс, порожденный стремлением ограничить гласность судебного процесса и за грифом секретности скрыть либо свои некомпетентность и непрофессионализм, либо огрехи в судебно-правовой и политической практике, либо того хуже – элементарный заказ кого-то из «сильных мира сего». Любой из этих вариантов к демократии и нормам, изложенным в подписанных Республикой Казахстан международных пактах по правам человека, отношения не имеет. Но главное – любой из них крайне негативно сказывается не только на позитивном международном имидже государства, но и на перспективах его политического развития, превращая все благие пожелания в фарс. Не достучавшись до казахстанского правосудия, я решил обратиться с открытым обращением к Президенту и Парламенту РК, а заодно – казахстанским и международным структурам, именующим себя правозащитными организациями», — написал Сыроежкин на своей странице в социальной сети.
Он приложил копии своих обращений в судебные инстанции и генеральную прокуратуру касательно методики написания ходатайства в условиях, когда осужденный не может детально изучить приговор и постановление по своему уголовному делу. Так, в приложенном ответе Алматинского городского суда утверждается, что Сыроежкину «предоставлены исчерпывающие ответы», а в другом ответе горсуда Алматы сказано, что осужденный якобы ознакомлен «с материалами уголовного дела, судебными актами первой и апелляционной инстанции», а генеральная прокуратура в своем ответе требует от китаеведа «приобщить ответ прокуратуры области или приравненной к ней прокуратуры».
«Расценивать эти ответы иначе, чем издевательство не только над здравым смыслом, и правами человека, но и над уголовным законом Казахстана, у меня не очень получается. Верховный Суд РК поступил еще проще – он просто «поймал тишину», проигнорировав мое заявление. Заметьте, что ничего сверхъявственного и требующего принятия соответствующего правового решения я не просил. Единственная моя просьба заключалась в получении разъяснений по методике написания ходатайства в Кассационную коллегию Верховного суда в условиях, если осужденный не имеет возможность детального изучения приговора и постановления по его уголовному делу. Администрация учреждения, к которой я обратился согласно разъяснениям Алматинского городского суда, также оказалась в правовом тупике – вроде бы закон требует ознакомить меня с итоговыми документами по моему уголовному делу, но пресловутая секретность запрещает делать это», — написал Сыроежкин.
Ранее Сыроежкин уже отмечал, что отнесение открытых данных к госсекретам – это паранойя.
Напомним, 7 октября 2019 года приговором специализированного межрайонного суда по уголовным делам Алматы Сыроежкин был признан виновным в государственной измене и осужден к 10 годам лишения свободы в учреждении максимальной безопасности.
15 октября 2019 года МИА КазТАГ сообщало, что группа политологов различных стран СНГ обратилась к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, первому президенту РК Нурсултану Назарбаеву, российскому лидеру Владимиру Путину и председателю КНР Си Цзиньпину с просьбой содействовать в освобождении Сыроежкина.
Сыроежкин с 2006 года был главным научным сотрудником Казахстанского института стратегических исследований при президенте Республики Казахстан. В числе его книг: «Казахи в Китае: очерки социально-экономического и культурного развития», «Современный Синьцзян и его место в казахстанско-китайских отношениях», «Казахстан-Китай: от приграничного сотрудничества к стратегическому партнерству», «Нужно ли Казахстану бояться Китая: мифы и фобии».
Впервые о том, что Сыроежкин перестал выходить на связь с коллегами и близкими, стало известно 5 мая 2019года. 16 мая стало известно, что он арестован по подозрению в госизмене.