О том какова позиция Министерства обороны по использованию «Арланов» в эксклюзивном интервью «Каравану» ответил заместитель Министра обороны Руслан ШПЕКБАЕВ.
— Вообще, в соответствии с требованиями законодательства, Министерство обороны обсуждает виды, типы и количество приобретаемой техники только с уполномоченными госорганами. Такая информация относится к госсекретам. С предприятиями ОПК по коммерческим вопросам работает Министерство индустрии и инфраструктурного развития, а мы можем обсуждать лишь тактико-технические характеристики вооружения и военной техники иих качество. Поэтому, не раскрывая всех деталей, повторю общеизвестную информацию.
На сегодняшний день Министерство обороны уже приобрело у ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» 90 бронемашин «Арлан». До конца текущего года планируется поставить в войска 30 единиц и в 2021 году еще 11 машин. С момента образования ВС РК ни у одного предприятия как отечественных, так и зарубежных не было приобретено такое большое количество военной техники. Кроме того, с целью дополнительной загрузки завода КПИ в 2021 году там планируется разместить заказ на проведение технического обслуживания 60 единиц БКМ «Арлан», ранее поступивших в войска, на общую сумму более 250 млн. тенге. Таким образом, утверждение руководства Парамаунта о том, что «предприятие полностью осталось без заказов со стороны Министерства обороны в 2021 году» является, мягко говоря, неправдой.
— Руслан Нуртолеуович, почему бы вам еще не закупить эту современную технику для войск и не дать заводу остановиться окончательно?
— Во-первых, Министерство обороны не занимается выбором конкретных исполнителей мероприятий государственного оборонного заказа и заключением с ними договоров. Все это входит в компетенцию уполномоченного органа, которым на сегодняшний день является Министерство индустрии и инфраструктурного развития. Мы даем лишь необходимые нам ТТХ и количество.
Во-вторых, боевой состав и количество техники регламентированы документами, утвержденными на самом высоком уровне, где четко прописана организационно-штатная структура и боевой состав Вооруженных Сил. Следует понимать, что каждую единицу техники необходимо содержать, обслуживать, закрепить за ней личный состав, а это все влечет дополнительные расходы.
Не забывайте: речь идет об оплате государственными деньгами частным предприятиям! Это деньги налогоплательщиков, и уполномоченные государственныеколлегиальные органы решают: построить ли на эти деньги школы, больницы, защитить воздушное пространство, или приобрести несколько единиц дорогостоящей техники у «частника» и потом тратить деньги на ее содержание, ремонт, зарплату экипажа и т.д. Учитываются все факторы.
Данный вопрос очень комплексный и серьезный, имеет закрытый характер, и военное ведомство не обязано отчитываться перед всеми. Повторяю, решения вырабатываются коллегиально, специальными органами. Кстати сказать, в условиях сокращения бюджета государственного оборонного заказа в текущем году, когда Министерству обороны пришлось отказаться от приобретения остро необходимого вооружения и услуг, заказ на бронемашины «Арлан» остался без изменений! И это не смотря на то, что в данное время у нас есть более актуальные, можно сказать «кричащие» проблемы, которые нам необходимо решать в условиях ограниченных финансовых средств.
— Но Министерство обороны подписало меморандум о сотрудничестве с ТОО «Казахстан Парамаунт Инжиниринг» и поставках в войска определенного количества БКМ?
— Этот меморандум был подписан еще в 2017 году заместителем министра. В соответствии с законодательством Казахстана, меморандум не является гражданско-правовым договором, и не влечет за собой юридических, финансовых и иных обязательств и последствий для подписавших его сторон. Это отмечено и в тексте самого Меморандума, соответственно руководство КПИ заранее знало об этом.
Кроме того, если внимательно изучить историю создания предприятия и начала выпуска продукции, то всплывают интересные моменты. Например, завод был построен в 2015 году с участием государственных средств. Первая поставка «Арланов» была осуществлена в 2016 году, а меморандум подписан только в июле 2017 года. Отсюда понятно, что меморандум не мог послужить основой для частных инвестиций. Тем более, что в создание завода в 2015 году были вложены государственные средства – государственной компании «Казахстан Инжиниринг»
Возвращаясь к меморандуму, хочу подчеркнуть, что Министерство обороны могло бы начать осуществлять закуп бронемашин с 2025 года и выполнить его объем в течение пяти лет. Но Министерство обороны стало закупать эту технику практически сразу, не откладывая так сказать в долгий ящик. В меморандуме, кстати, отражено, что «техника может быть приобретена только после прохождения войсковых испытаний». Что касается бронемашины «Барыс», то в настоящее время она даже не прошла опытную войсковую эксплуатацию.
И вообще, думаю, Вы согласитесь, что обстановка вокруг нашей страны быстро меняется. Необходимо вносить коррективы в процесс развития Вооруженных Сил и перевооружения. Иначе, армия Казахстана окажется небоеспособной. Об этом говорит и высшее руководство страны. Соображения военной безопасности, наша территориальная целостность перевешивают любой меморандумили протокол намерений. И даже при этом Минобороны старается выполнить то, что написали в этом меморандуме.
— У Минобороны имеются претензии к продукции КПИ?!
— По квалификации Stаnag выпускаемые бронемашины «Арлан» не уступают по степени защиты зарубежным аналогам. Да, они имеют хорошие скоростные и эргономические показатели. В то же время имеется и целый ряд недостатков. Зачем отрицать? Хотя перечислять их сейчас все я воздержусь, чтобы не нанести предприятию какой-либо вред. У любой техники есть недостатки, и это нормально. По каким-то параметрам она превосходит, по каким-то уступает. Подчеркиваю, что я говорю от имени военных, армии. Возможно, с точки зрения, например, полиции или Нацгвардии картина выглядит по-другому. То, что не совсем подходит одним, может прекрасно подойти для других.
У военных существует такой неписанныйзакон: у каждого вида вооружения и военной техники есть своя ниша применения, свои задачи. Это касается и Сухопутных войск, и ПВО, и авиации, и Военно-морских сил. Поэтому глупо и непрофессионально противопоставлять один вид техники другому, когда онисовершенно разные по своему предназначению. Все выявленные недостатки мы обсуждаем с предприятием. И это нормальный процесс.
При этом все выявленные недостатки и рекомендации должны восприниматься производителем конструктивно, так как их устранение и учет при дальнейшем производстве улучшат характеристики выпускаемой продукции и повысят ее конкурентоспособность на рынке вооружения.
— Планируется ли в ближайшее время приобретение техники российского производства? В частности собираетесь закупать в России БТРы?
— Понимаю подтекст Вашего вопроса. Пару раз в «желтой» прессе звучали какие-то заявления, что у нас в стране кто-то лоббирует интересы иностранных производителей. Могу ответственно заявить за Министерство обороны: если Министерство обороны что-то и лоббирует, то только интересы армии как гаранта военной безопасности государства.
Мы всегда отдаем предпочтение отечественному производству, но ввиду компактности нашей армии, небольшого рынка сбыта военной продукции отечественный ОПК не может успешно развиваться только на заказах Вооруженных Сил. И производить всю линейку военной продукции у нас в стране, рассчитывая только на «бюджетные вливания», нет никакого смысла. Поэтому импорт некоторых видов вооружения и военной техники необходим, если мы хотим сохранять и обеспечивать обороноспособность.
Даже крупные армии развитых стран приобретают некоторые виды вооружения и военной техники по импорту, включая Россию, Германию, Турцию, Индию и др.
Что же касается бронированных машин, то каждая из них предназначена для выполнения конкретных задач. Еще раз хочу отметить, что у «Арланов» свои задачи, для выполнения которых они и были спроектированы, у БМП, БТР – свои. У каждой из них есть свои недостатки и свои преимущества. Поэтому это не профессиональный подход –противопоставлять одни виды техники другим.
Также Министром обороны было отмечено, что более восьми лет мы не приобретали бронированные машины из-за рубежа. И на 2021 год мы отказались от приобретения БТРов, только с одной целью – поддержать отечественного производителя, хотя это было предусмотрено договоренностями в рамках комплектования подразделений Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Считаю, что требовать от Министерства обороны покупать продукцию какого-то одного частного предприятия, только для того, что бы решить его финансовые проблемы совершенно не правильно. В этой связи, Министерство обороны само будет определять типы и количество приобретаемого вооружения с учетом складывающейся внешнеполитической обстановки и финансовых возможностей, не смотря на то нравится это отдельным производителям или нет.
Думаю, Вы согласитесь с тем, что когда Вы, как покупатель, приходите в охотничий магазин, продавец вам не указывает, что и в каком количестве Вы обязаны купить. Если вы задаете ему вопросы – он Вам отвечает. Потому что охотиться предстоит Вам.
— Какие же тогда перспективы Вы видите в сотрудничестве с Парамаунтом?
— Министерство обороны всегда открыто к сотрудничеству и диалогу. Мы считаем, что этот диалог должен вестись языком аргументов, фактов, цифр и экономики.
Мы полностью поддерживаем развитие экономики и частного бизнеса в стране. Но решать проблемы частного бизнеса и рабочих мест надо не за счет обороноспособности. Тысячи компаний работают в конкурентных рыночных условиях, не садясь на «бюджетную иглу». Главная задача армии – быть в готовности к защите страны вооруженным способом.
Министр обороны и все офицеры Вооруженных Сил считаем неприемлемым опускаться до перепалок, оскорблений, сведений счетов. Мы оказываем максимальное содействие в проведении заводских испытаний, опытной войсковой эксплуатации, предлагаем расширить перечень выпускаемой продукции. Уже в течение 5 лет закупаем машины «Арлан» в ожидании, что наконец-то предприятие выйдет на экспортный рынок. Только наши потребности не способны загрузить предприятие заказами на длительный срок. Возможно, это связано с финансовыми трудностями и ошибками в маркетинге и управлении предприятием. Но при чем здесь Министерство обороны?