11 C
Алматы
Суббота, 18 мая 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Новости

    Биржану Нурымбетову поставили «двойку»

    Нас накормили очередным «завтраком». Напугав грядущей второй волной коронавируса и последующим ужесточением карантина, для казахстанцев тут же постелили солому: мол, тем, кто потеряет работу, мы увеличим выплаты, передает Qazweek.kz со ссылкой на Azattyq Rýhy.

    Речь идет о пресловутых 42 500. Как считаете, это они о нашем благополучии заботятся или боятся гнева народного?

    В роли доброй феи выступил глава Минтруда Биржан Нурымбетов. На правительственном часе в Мажилисе он благородно доложил: …планируется внесение рекомендации по повышению выплаты в период потери работы. То есть господа еще планируют. Как говорится, денег нет, но вы держитесь.

    Напомните, когда начали говорить о второй волне ковида? Видимо, ведомству об этом шепнули лишь недавно, раз они только планируют и рекомендуют. Вот такая вот социальная защита.

    Хотя чему удивляться, если они досрочное изъятие пенсионных денег «планируют» годами. При этом ни в том, ни в другом случае господа не соизволили представить мало-мальски понятный план действий.

    «Говорить что-то без расчетов от министра финансов я бы не стал. Ведь сколько денег потребуется для компенсации – пока непонятно. Конечно, можно поднять выплату хотя бы до 50 тысяч тенге. Но насколько человек это распространится? Министр здравоохранения должен сформулировать свою позицию, министр труда и соцзащиты озвучить свою позицию. Есть еще несколько министров, которые просто обязаны сформулировать свою позицию по этому вопросу. Это как минимум министр национальной экономики, министр финансов. Мы должны видеть четкие расчеты. Вся их работа должна быть сконцентрирована у премьер-министра. Потом он должен выйти с обоснованным предложением к Президенту. Каждое должностное лицо должно нести ответственность в этой цепочке. Страна должна знать главных людей, которые отвечают за ее медицинскую, социальную и экономическую безопасность. А пока мы видим лишь какую-то игру в прятки. Сейчас я не могу говорить, выдержит ли наш бюджет дополнительную нагрузку, когда он еще и от первой волны не оправился», – резонно замечает экономист Петр Своик.

    К чему же все это сотрясание воздуха министром? Закинуть удочку и выжидать? Или над ошибками поработал, после своего знаменитого высказывания об отсутствии денег на выплаты? Ответ прост.   

    «На данном уровне я оцениваю это как пиар-ход. Это все пока теоретические рассуждения, которые нужно адаптировать под бюджетные возможности», – говорит политолог Максим Казначеев.

    А еще есть фундаментальный вопрос: поддержать экономику или раздать деньги населению? По какому пути пойти стране? Здесь и сейчас я, как и многие из вас, буду с пеной у рта доказывать наше право на эти деньги. Буду требовать отдать нам положенное и заработанное. Но наше единение разбивается о полярность в экспертных рядах.

    «У нас есть Национальный фонд и при необходимости государство может увеличить как количество охвата людей этой помощью в 42 500, так и сумму этих социальных выплат. Это вопрос только политической воли и желания государства увеличить объемы помощи, а деньги на это есть. Понятно, что Нацфонд не резиновый, но он и был рассчитан для подобных случаев. К тому же никто не говорит, что эти выплаты будут производиться на постоянной основе, при необходимости разово можно увеличить трансферт из Нацфонда и спокойно пройти сложный период для государства без социальной напряженности и проблем. Даже если всем раздать по 42 500, это не будут односторонние траты из бюджета, эти деньги вернутся через налоги, через поддержку потребления населения, через оплату кредитов, то есть не будет роста невозвратных кредитов. Это те деньги, которые государство в любом случае потратит, если бизнес будет банкротиться, объем налогов в бюджет сократиться, нужно будет снова помогать банкам. То есть так или иначе государство эти деньги потратит, но лучше потратить их на прямую помощь населению», – считает экономист Мурат Кастаев.

    Такие заявления как мед в уши.  

    И тут мы рассуждаем следующим образом: уж лучше мы получим эти несчастные 42 500, чем эти деньги прикарманит очередной коррупционер. Логики подобные рассуждения не лишены, согласитесь.

    Но есть и обратная сторона медали.

    «Это знаете, вопрос такой размытый. У нас довольно часто выдвигают предложения и рассуждения, но по факту до реальных действий дело не доходит. В этом году повысили размер МРП (месячный расчетный показатель – AR), а МЗП (минимальная заработная плата – AR) не повышали, на уровне 42 500 они и оставили. Это говорит о том, что ничего не собирается меняться, потому что не меняли эти нормы. Тот же Азат Перуашев каждый день выдает перлы: всем простить кредиты, всем все списать. Это людям нравится, но только вопрос в том, насколько это реально. Это все разговоры, чтобы о них поговорили, чтобы они появились в публичном пространстве, и все. Ну и потом, было 42 500, сделают 60 тысяч тенге. Я не думаю, что это спасет ситуацию! Повышать надо сильно больше, эту сумму можно смело умножить на 3-4 раза. А откуда эти деньги? С чего будут платить? Опять приходим к Нацфонду – давайте его всем раздадим, а что делать дальше?», – рассуждает экономист Арман Бейсембаев.

    У нас действительно в последнее время очень много говорят и обещают. Эдакий век словесных реформаторов.

    Тот же Биржан Нурымбетов не лишен дара презентовать премьеру красивый отчет. А мы, на земле, мало того, что удивляемся щедрости государства аж на 42 500, так еще и ломаем гаджеты в попытке их получить. Да, речь о нашем сказочном eGov.

    И финальный вопрос: как в такой ситуации вы бы оценили работу главы Минтруда? По классической шкале в 5 баллов (это, кстати, боль учителей, которые попросту не знают как оценивать детей при сложившейся системе дистанционного обучения. Но это другая история).

    «Популистский механизм используется. Если вспомнить, то еще перед вторым карантином Минтруда говорил, что денег нет в бюджете на пособия. Потом мы уже видели, как руководство Министерства труда и соцзащиты не смогло организовать и сразу выработать нормальные правила начисления пособий в марте-апреле. С рабочими местами в Казахстане большая проблема. Понятно, что министерство не справляется со своими обязанностями. И теперь, когда они говорят об обновлении какого-то пакета мер поддержки, доверия к этому нет. Может и увеличат выплату в 42 500, но количество получающих будет намного меньше. Сейчас бюджет хотят пополнять повышением налогов, а повышение налогов добьет остатки того, что было в казахстанской экономике, в ее несырьевой части. Поэтому сейчас в какой-то вменяемости, необходимости и оправданности этих мер я бы сомневался.

    Работу Министерства труда оцениваю на «двоечку». Оно себя показало далеко не с лучшей стороны за последние полгода» – резюмировал политолог Данияр Ашимбаев.

    Похожие записи

    Новое постановление главного санврач Казахстана вступает в силу с 26 марта

    Регулирование мобильных переводов: Парламент принял закон

    Фариза

    Вакцину от Pfizer поставят в Казахстан в октябре

    Фариза