Разбираемся, стоит ли детям вернуться к традиционной форме обучения, очно посещая школы в новом учебном году, и почему это лучше дистанционного формата.
Как показывают некоторые международные исследования, дети младшего школьного возраста менее подвержены заражению коронавирусной инфекцией, а сама болезнь чаще протекает с более лёгкими симптомами. Так, Китайский Центр контроля и профилактики заболеваний приводил данные (от 20 февраля) о том, что дети младше 19 лет составляли 2% от 72 314 заболевших Covid-19. Согласно февральскому отчёту миссии ВОЗ в Китае, только 2,4% инфицированных – младше 19 лет, у 2,5% из них болезнь перешла в серьёзную форму, а у 0,2% – в критическую. В американском исследовании более 500 пациентов не отмечалось ни одного случая смерти среди заражённых детей (при этом больные дети в этой группе составляли всего лишь 1%). Данные другого китайского исследования заболеваемости детей Covid-19 подтверждают, что чуть больше половины заразившихся испытывали лёгкие симптомы. Примерно у трети были признаки пневмонии, часто с жаром, влажным кашлем и хрипами, но – без одышки и трудностей с дыханием.
«В той обширной литературе, которую мы уже имеем на тему нового коронавируса, есть примечательное наблюдение: даже те дети, у которых есть очень серьёзные сопутствующие заболевания и которые получают иммуноподавляющую терапию или лечение от онкологии, болеют Covid-19 гораздо легче, чем взрослые, особенно пожилые взрослые», – приводит слова Эндрю Полларда, возглавляющего в Оксфордском университете группу учёных по разработке вакцины от Covid-19, bbc.com.
В Казахстане с марта, по сообщению официального представителя Минздрава РК Багдата Кожахметова, заболели 2257 детей (чуть более 2% от общего числа заразившихся казахстанцев). Минздрав РК даже разрешил некоторым группам детей не носить маски на улице. Фактор пониженного влияния Covid-19 на школьников и, конечно же, тщательное соблюдение всех санитарных норм, поможет запустить в новом учебном году так называемые дежурные группы в школах. Министр образования и науки Асхат Аймагамбетов заявил, что в таком режиме смогут обучаться порядка 530 тысяч школьников по всему Казахстану. Речь идёт не только о госучреждениях, но и о частных школах. Их поддержала вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова. Она высказала мнение, что запуск частных школ снизит тенденцию закрытия школ и станет пилотным проектом для общеобразовательных госучреждений по дальнейшему открытию.
«Мы поддерживаем инициативу бизнеса в части открытия с соблюдением всех норм и правил. Многие частные организации были готовы ещё в четвёртой четверти продолжить работу с соблюдением всех требований санбезопасности», – сказала Бибигуль Асылова.
А бывают и случаи, когда дистанционное образование просто не применимо к некоторым категориям школьников. Например, к детям с ограниченными возможностями, для которых непосредственный контакт со специалистом-педагогом жизненно важен.
«Есть организации образования, которые занимаются с особенными детьми, коррекционные классы. Их необходимо открывать, так как дети не могут обучаться онлайн, им нужно непосредственное общение с педагогом для дальнейшего развития. Естественно, что при открытии будет учитываться желание родителей перейти в офлайн или остаться на дистанционном обучении», – добавила вице-министр.
Защитные меры и мировой пример
Конечно, соблюдение всех мер безопасности при открытии школ никто не отменял. Обязательными условиями возобновления традиционной формы обучения являются: выборочная наполняемость классов, рассадка детей, согласно утвержденной ВОЗ социальной дистанции, ношение масок как школьниками и учителями, так и прочим персоналом учебных заведений, ношение перчаток, регулярная санобработка кабинетов, коридоров и прочих помещений, соблюдение дистанции во время перемен и свободного времени, индивидуальные обеды, регулярный замер температуры всех людей в школах, включая встречающих детей родителей.
Эти же защитные меры против коронавируса будут соблюдать и многие страны в мире. К примеру, Германия, Израиль, Китай, Уругвай и Япония, которые тоже планируют возобновить учебный год в традиционном формате обучения. Повторяют их пример и некоторые регионы Австралии и Дании, где планируют возвращать в школы детей до 12 лет.
Ряд зарубежных экспертов невысоко оценивает риски заражения детей коронавирусом в школах. «Коронавирусом дети болеют гораздо реже, чем взрослые. Это 5-7% из тех, кто заболел», – говорит российский инфекционист Евгений Тимаков. Он считает, что при соблюдении мер безопасности, в том числе такой меры, как рассадка по разным партам, дети не будут заражаться коронавирусом. По мнению инфекциониста, повышенные меры санбезопасности ещё и уберегут школьников от традиционных сезонных ОРВИ.
Поддерживает коллегу и эпидемиолог из Университета Джона Хопкинса Дженнифер Нуццо.
«Идея содержать детей на домашнем обучении с условием, что и их родители тоже будут дома, – не лучший вариант. Ведь вакцину от коронавируса можно ждать сколько угодно долго, и это ожидание не пойдёт на пользу ни взрослым, ни школьникам», – заявила Дженнифер Нуццо.
Региональная оценка и допуск частных школ
Формат возобновления учебного года зависит ещё и от эпидемиологической обстановки каждого отдельного региона страны. На данный момент лидерами в Казахстане по количеству заражённых коронавирусом являются Нур-Султан, Алматы, Актюбинская область, Карагандинская область и ЗКО. Но именно поэтому и возвращение к традиционному формату обучения здесь под особым контролем. Это касается и частных школ, в пользу которых говорит не только отличное техническое оснащение и соблюдение всех современных стандартов безопасности, но и тот факт, что возобновление обучения в них сократит убытки сектора и увеличит налоговые взносы в госбюджет.
Кроме того, следует понимать, что есть разница между подготовкой к возврату очного обучения между государственными учебными заведениями и частными школами. Тут может различаться не только сам уровень технической подготовки зданий школ, но и методы создания безопасной среды, а также педагогический профессионализм и умение взрослых обучать детей в таких нестандартных ситуациях, как посткарантинный период. Не всё то, что применимо в частном секторе, сработает на государственном уровне, и наоборот. Поэтому тут нужны разные алгоритмы к подготовке и самих школ, и педагогов, и детей.
К тому же, исследования Кембриджского и Бристольского университетов показали, что длительный перерыв в очном обучении негативно скажется на будущих коммуникационных и профессиональных навыках молодого поколения. «Возвращение учеников в школы должно быть приоритетом для стран», – заключается в исследовании.
Мнения родителей
Среди взрослых тоже бытует мнение, что пора возобновлять оффлайн-обучение. Известная бизнесвумен и мать шестерых детей из Алматы Виктория Моминбаева провела в своём аккаунте Инстаграма опрос среди родителей. Подавляющее большинство мам и пап выступили за возврат к традиционной форме обучения, так как это идёт на пользу и детям, и родителям. Некоторые из опрошенных предложили составить петицию в пользу оффлайн-формата, были и те люди, которые предложили ввести добровольный формат обучения: выбирать учиться школьниками дистанционно или очно.
«На мой взгляд, ребёнок должен расти в социуме. При этом детей надо научить мыть руки и соблюдать дистанцию. Иначе следом на поколение ЕГЭ, мы получим поколение онлайн недообразованных», – сообщила в своём посте Виктория Моминбаева.
Бизнесвумен также отметила, что к таким недоработкам онлайн-обучения, как низкая скорость интернета и отсутствие техники у некоторых детей, добавляются семейные проблемы и бытовые дела. Участвующие в опросе родители согласились, добавив, что во время дистанционной учёбы не все дети младшего возраста корректно усваивали информацию, полученную из телетрансляций и видеоуроков, а родители не всегда успевали вовремя помочь школьникам из-за собственной загруженности на удалённой работе.
Приведём ещё пять очевидных, но от этого не менее важных, причин необходимости возвращения школьников к оффлайн-обучению.
Пять причин вернуться к традиционному обучению
- Более дисциплинированное и структурированное обучение. Домашнее обучение, конечно, помогает родителям следить за обучением своих детей. Но не все родители – профессиональные педагоги, а школьная программа – это всё же педагогический труд. Поэтому обучение в стенах школы важно из-за того, что учитель может гораздо лучше родителей – системно и качественно – доносить до детей свой предмет. К тому же в школе есть определённый распорядок, который помогает эффективно получать знания, учит дисциплинированности и который не всегда соблюдается при онлайн-обучении.
- Живое общение со сверстниками и учителями. Никакое дистанционное обучение не заменит настоящих игр с друзьями и одноклассниками. Дети часто нуждаются в живом общении – это один из важнейших коммуникационных навыков. К тому же преподавателям временами легче при живом контакте донести школьную программу до детей. Многие прикладные знания получаются именно в оффлайне во время практических уроков, например, лабораторных опытов.
- Ежедневные прогулки и игры на свежем воздухе. Конечно, игры на свежем воздухе напрямую не связаны с образовательным процессом. Ведь играть на улице можно и вне школы. Но традиционное обучение – это ещё и ежедневный поход в школу, что для детей особенное приключение. К тому же, играя в школьном дворе, дети имеют доступ к качественным игровым снарядам и находятся под присмотром профессиональных педагогов. А на улице они в некоторых случаях предоставлены сами себе.
- Экономия на приобретении техники. Обучение на дому – это обязательное приобретение техники: персонального компьютера, ноутбука или даже телевизора. Нельзя забывать про стабильное подключение к интернету. Расходы существенные особенно для малообеспеченных семей или жителей пригородов и сёл. В школах вся эта техника либо имеется, либо в ряде случаев не нужна. Соответственно, снижается нагрузка не только на родителей, но и на государство, которое обязалось обеспечить учебной техникой для дистанционного обучения не только школьников, но и преподавательский состав.
- Разгрузка родителей. Разгрузка родителей происходит не только экономическая, но и физическая, и психологическая. Некоторым из них пришлось брать отпуска для обучения детей дома или вовсе менять формат работы. К тому же нахождение детей дома – это дополнительная нагрузка в бытовых делах. Эмоциональный аспект тоже нельзя опускать – не все способны выдержать сложные онлайн-уроки с детьми, затем продолжать удалённую работу, а после заниматься домашними делами. С возвращением детей в школы некоторые из бытовых проблем решатся сами собой.