4 C
Алматы
Суббота, 27 апреля 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Общество

    Что вам сделали найманы? Убили вашего отца? Изнасиловали вашу дочь? Почему не насмехаетесь над шапраштинцами?

    В Казахстане найманы просят прекратить насмешки над их казахским родом. Об этом сообщает Qazweek.kz со ссылкой на regtv.kz.

    Так, стопроцентная найманка (то есть как со стороны отца, так и матери) доктор исторических наук Назира Нуртазина считает, что нужно бороться не с миллионами проявлений невежественного массового сознания, а с их глубинной причиной; искать сами корни этого явления в казахстанском обществе и универсальный механизм их искоренения.


    д.и.н. Назира Нуртазина

    Лауреат Государственной премии Казахстана поэт Н. Айтов (Айт-улы) отмечает, что «открыто издеваться над найманами со сцены и по ТВ стало в современном Казахстане уже некоей привычкой или модой. Типа анекдотов про чукчей в советский период». И приводит свежий пример: комик в образе полицейского в каком-то шоу говорит: «А этого я не буду наказывать. Его и так Бог наказал, у него жена-найманка».


    член Союза писателей Казахстана – Несіпбек Айтұлы Айтов

    В своём открытом письме Президенту РК поэт указывает, что «такой публичный антинайманский мотив продолжается в нашем «искусстве» в течение последних 10-15 лет!»

    Н. Айтов обращает внимание Президента РК на скрытый трайбализм в обществе и недопустимость оскорбления чести и достоинства людей не только по национальному, расовому, религиозному, но и этническому признаку.

    В его письме упоминается имя артистки Жанар Айжановой, с которой и начались шутки про найманов. В её монологах, звучащих на всю страну, «страшнее атомной бомбы» девушки из рода «найман», представители этого казахского рода изображены недотёпами или хитрыми, опасными и т. д.

    Поэт отмечает, что племена Среднего жуза — аргыны и наиболее близкие им найманы, негласно считались у казахов интеллектуалами, оракулами, «мозгом казахской нации», а девушки-найманки, как правило, всегда образованы и активны, и все эти анекдоты про найманов надо воспринимать «наоборот». А именно: как зависть к носителям более высокого интеллекта и культуры, также к более развитой, европеизированной в плане коллективной ментальности части народа (Средний и Младший жузы приняли подданство России раньше).

    Казахстанский актёр и сценарист Алмат Сакатов также возмутился насмешкам над найманами.

    Алмат Сакатов

    Он опубликовал своё обращение.

    «Уважаемые мои коллеги-актёры и сценаристы, которые пишут для них речь. Что вам сделали найманы? Убили вашего отца? Изнасиловали вашу дочь? Разрушили ваш дом? У вас, что, нет других тем, кроме найманов?

    Вчера видел по телевизору, как двое полицейских говорили одному парню: «Его наказывать не буду, его Бог наказал — он женат на найманке». Это что за слова такие?

    Если такие смелые, то почему не смеётесь над алимами, почему не смеетесь над конратами? Есть сунак, кожа. Почему не над албанами и суанами? Почему не насмехаетесь над западными адайцами? Попробуйте про них что-нибудь сказать, завтра к вам пятеро ребят с ножами придут…

    Почему не насмехаетесь над шапраштинцами? Найманы — это Кабанбай батыр, остальных уж перечислять не буду», — заявил Алмат Сакатов.

    Справка

    Найманы и кереиты были одними из самых влиятельных племён Монголии до возвышения Чингисхана. Они приняли заметное участие в этногенезе монгольских и тюркских народов. Найманы оказали сильное сопротивление Чингисхану, но впоследствии повлияли на становление монгольской письменности и культуры.

    Слово найман связывают с числительным «восемь» на монгольском языке (то есть союз 8-ми племён). Однако существует мнение, что это не так. На самом деле этноним найман происходит от древне-монгольского слова “найма” – торговцы. Найманы жили на стыке монгольского и среднеазиатских миров, и поэтому товар в сердце Монголии поступал через найманов.

    По китайским источникам, найманы XII—XIII вв. были родственниками онгутов и вместе с ними подходили под понятие «белые татары».

    Первые достоверные сведения о найманах оставлены Рашид-ад-дином (XIII в.):

    «Это племя степное: некоторые жили в горах, другие в степях… Обитали в Большом Алтае, Каракоруме… в горах Алуй-Сераса и Кек-Иртыша… у этих найманских племён были свои почтенные и сильные государи; они имели многочисленное и хорошее войско; обычаи, язык и привычки их были подобны монгольским. Государей их в древние дни называли Хучлук-хан — сильный, великий государь. Из племён, близких к найманам и которых юрты соединялись с их юртами, было племя Бикин» [I, с. 136—137].

    Найманы занимали под свои кочевья Хангайское нагорье, оба склона хребта Алтайн-нуру, долину Черного Иртыша (у Рашид-ад-дина — Кук Иртыш) и озера Зайсан-нур, на востоке их кочевья граничили с землями кереитов, на севере — киргизов, на западе — канглов и на юге — с Уйгурией.

    Согласно Рашид ад-Дину, владение найманов находилось рядом с кыргызской областью Кэм-Кэмджиут. Он писал:

    «Одна сторона Кэм-Кэмджиута соприкасается с местностями и горами, где сидят племена найманов. Племена кори, баргу, тумат и байаут, из коих некоторые суть монголы и обитают в местности Баркуджин-Токум, также близки к этой области» [Рашид ад-Дин, 1952, с.151].

    По указанию источника, Баркуджин-Токум находился в соседстве с Кэм-Кэмджиут.

    После завоевания найманов Чингисханом многие из них ушли на восток в глубь Монголии, большая часть их земель отошла под кочевья монголов, в том числе и хори-бурят; впрочем, ещё в середине XIII в. они, по свидетельству армянского царя Гайтона, жили на землях к востоку от Иртыша [2, с. 522].

    Найманы считаются народом с довольно развитой культурой и торговлей. Считается, что они изначально были северной ветвью каракиданей, отказавшейся подчиняться Елюю Даши и ушедшей из Монголии в алтайские степи.

    По «Сокровенному сказанию монголов», шаманы пользовались одинаковым влиянием среди найманов, поскольку во время сражения они были способны вызывать помощь бурь, используя волшебный камень. Найманы заимствовали основы своей культуры у уйгуров — своих соседей на юге [4, с. 202—203].

    Похожие записи

    “Зрелищной игре боролись за трофеи” – День Независимости в Актобе отметили спортивными играми

    Зеленый базар в Алматы закрыт на месяц

    Фариза

    «Тело нашли в ванной комнате»: подробности суицида воспитательницы в Алматы

    Фариза

    3 комментария

    муму 16/04/2020 at 19:59

    Есть такое выражение Divide et impera, что в переводе c латинского на русский означает “разделяй и влавствуй”. Согласно википедии это принцип государственной власти, к которому часто прибегают правительства государств, состоящих из разнородных частей, и, согласно которому, лучший метод управления таким государством — разжигание и использование вражды между его частями

    Ответить
    Аслан 18/04/2020 at 04:19

    Когда казахи останутся одни на своей земле, они сожрут друг друга. Я не найман, но в самую лихую годину для казахов решающую роль всегда играли самые многочисленные племена аргын и найман. Численность этих племен составляет половину нации казак!! Более мелкие рода и племена постоянно сочиняют какие-то байки про аргын и найман, видимо похвастаться более существенными делами во благо нации им нечем. Как пришла чернь во власть, а это продолжается уже довольно долго, так и появляются эти выбросы про аргынов и найманов. Уверен, если бы аргыны находились у руля казахским обществом, все казахи жили более достойно, а не таскали тележки на вокзалах и рынках. Хотите такой жизни – пожалуйста.

    Ответить
    Данияр 17/11/2021 at 03:50

    Найманы в основном прямолинейные и говорят правду в лицо, а не за спиной, поэтому многим это не нравится. Найманы и Кереи ввиду своего географического положения всегда были буферной зоной между джунгарами, калмыками и первые вступали в бой защищая свою территорию

    Ответить

    Оставить комментарий

    5 × 5 =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.