У «Бек Эйр» интереснейший владелец — Нурлан Жумасултанов. Бывший сотрудник КГБ, который в 2016-м объяснил ненужность международного сертификата безопасности для своей компании, и у которого потом летчики героически спасали самолет (все помним приземление борта «Бек Эйр» в Астане). А затем Жумасултанов стал… руководить расследованием авиационных происшествий в Казахстане.
Но обо всем по порядку. В начале 2010-х Жумасултанов числился вице-президентом по безопасности алматинского аэропорта и крупнейшим акционером «Беркут Эйр». Эта авиакомпания работает в интересах правительства Казахстана.
А еще он был председателем совета директоров аэропорта Уральска. Как раз тогда национальный авиаперевозчик пытался подмять под себя воздушные гавани, особенно те, через которые чартерами летали нефтяники. В том числе и работники «Карачаганак Петролиум Оперейтинг», в которой акционером является англо-нидерландская Shell. Вот откуда голландские Фоккеры, от которых национальный авиаперевозчик отказался.
Конфликтовать с могущественной Air Astan’ой Жумасултанов мог, так как служил в КГБ. И у него был сильный соратник. Ведь еще одним владельцем аэропорта Уральска числился Нурбол Султан – сын известного всему Казахстана силовика, главы финпола Сарыбая Калмурзаева.
В 2016 году «Бек Эйр» отказался проходить международную сертификацию по безопасности полетов. Более того, компания тогда обратилась с иском в суд и вынудила государство отказаться от внедрения сертификата. Тогда «Бек Эйр» запустил щедро проплаченную акцию с хештегом, #Живи_Bek_Air, ее поддержал видный «общественник», и тогда депутат мажилиса Мурат Абенов. Абенов так яростно везде топил за «Бек Эйр», что казалось, он это делает бесплатно. Интересно, сейчас Абенов сможет смотреть в глаза погибшим в Алматы? Ответим на этот риторический вопрос – сможет. Он еще и посмеет выползти с соболезнованиями.
Сам Жумасултанов тогда объяснял, что его компании не нужны зарубежные бумажки (и, правда, в Нидерландах все схвачено, а тут местные чего-то требуют). «Безопасность и регулярность определяются работой служб, а не наличием сертификата», — публично говорил он.
История с «Бек Эйр живи!» была в январе. А в июле мы все радовались тому, что выжили пассажиры рейса «Бек Эйр». Тогда лайнер сел без передней стойки шасси в Астане, у машины обнаружен дефект. Тогда экипаж чудом посадил борт, командир воздушного судна получил «Халық Қаһарманы». Летчики, действительно, совершили чудо, история со счастливым концом, которая объединила казахстанцев.
Но награда затем нашла и Жумасултанова. В 2018-м он стал главой управления по расследованию авиационных происшествий и инцидентов Мининдустрии и инфраструктурного развития. В 2019-м Жумасултанову пришлось уйти с этого поста. Формально из-за нарушения своего подчиненного — тот фальсифицировал материалы по крушению учебного самолета в Алматинской области в 2017-м. Тогда погибли курсант Академии гражданской авиации и пилот-инструктор. Видимо, в министерстве сочли, что Жумасултанов слишком сильно давил на подчиненного, требуя правильных результатов.
Итог – второй посадки со счастливым концом не было. 15 погибших, включая членов экипажа.
Взято у Нурлан Рыскул в страничке Facebook