Открытие учебных центров при предприятиях, подготовка кадров с техническо-профессиональным образованием и вовлечение населения в массовое предпринимательство — таковы актуальные задачи сегодняшнего дня в сфере развития человеческого капитала. Палата предпринимателей ВКО активно содействует решению этих вопросов в своем регионе.
Основные положения Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства на 2017-2021 «Еңбек» разъяснили на семинаре-совещании в ВКГТУ им. Д. Серикбаева 7 августа 2019 года. В нем приняли участие руководители отделов занятости и социальных программ, директора центров занятости и специалисты службы занятости городов и районов ВКО.
Созвучная тема была поднята и на секционном заседании августовского совещания работников учебных заведений системы ТиПО ВКО 13 августа на базе Восточно-Казахстанского сельскохозяйственного колледжа в селе Саратовка Уланского района. Здесь директора организаций ТиПО, представители предприятий региона говорили о партнерстве в образовании как факторе повышения качества подготовки кадров, о внедрении цифровизации и автоматизации в колледжах ВКО.
Начальник отдела развития человеческого капитала Палаты предпринимателей ВКО Асет Адылхан выступил на данных мероприятиях с докладом, в котором озвучил основные аспекты подготовки кадров с техническим и профессиональным образованием в регионе.
«Моя задача заключалась в том, чтобы разъяснить, каким образом регламентирована процедура создания и открытия учебных центров, каким образом потом распределяется государственный заказ среди центров, которые вошли в Реестр организаций образования НПП РК «Атамекен». Рассказал о том, что подготовку в ВКО можно вести по 114 рабочим квалификациям, которые утверждены совместным приказом НПП и Министерства труда», — пояснил Асет Бердыгалиулы.
В настоящее время Национальной Палатой предпринимателей «Атамекен» и ее филиалами в регионах реализуется несколько проектов. Так, в 2019 году проводится масштабный анализ востребованных профессий на основе опроса предприятий — социальных партнеров. В целом по Казахстану будут опрошены 55 058 предприятий, в том числе в ВКО — 5 138.
Еще один проект — Рейтинг вузов Республики Казахстан, для формирования которого Палатой предпринимателей ВКО в прошлом году было привлечено 65, а в 2019 году — 78 экспертов, занимающихся оценкой образовательных программ высших учебных заведений. По информации Асета Адылхана, в 2020 году НПП «Атамекен» планирует внедрить аналогичный Рейтинг образовательных учреждений ТиПО.
Палата предпринимателей также занимается сопровождением проекта «Передача колледжей в доверительное управление», инициированного Министерством образования РК, но в настоящее время не все нюансы в данной сфере урегулированы, в связи с чем имеются определенные затруднения в реализации проекта. Как рассказал Асет Бердыгалиулы, закон не регламентирует механизм передачи колледжей в доверительное управление предприятиям — для этой цели предлагается использовать механизм передачи колледжей как имущественных комплексов. Однако по такой схеме возможна передача только материальных активов (помещений, оборудования и т. п.), а сами обучающиеся, преподаватели и персонал фигурировать в качестве передаваемых активов не могут. Работа в данном направлении возможна при наличии согласованного МОН РК, НПП «Атамекен» и МИО единого алгоритма передачи колледжей в доверительное управление.
Отдельное направление работы в сфере развития человеческого капитала касается ведения Реестра организаций образования НПП РК «Атамекен». В него входят образовательные учреждения, работающие по госзаказу: колледжи, учебные центры при предприятиях и самостоятельные учебные центры. На сегодняшний день по стране 652 организации обучают по 1318 квалификациям. Восточный Казахстан лидирует по количеству учебных заведений, входящих в Реестр, — всего их 76, и обучают в них по 114 квалификациям, как уже было сказано выше. По своей принадлежности данные организации подразделяются на 36 учебных центров при колледжах, 21 самостоятельный учебный центр и 19 учебных центров при предприятиях. Работа в данном направлении по ВКО продолжается: в ближайшее время запланировано открытие еще 32 учебных центров.
В своем докладе Асет Адылхан также напомнил о квалификационных требованиях к организациям образования, желающим войти в Реестр. В их числе наличие внутренних организационных документов, учебно-методических материалов, сведений о материально-технической базе организации для проведения практики на производстве, определенный стаж деятельности, эффективность не менее 60% трудоустроенных выпускников. Все эти требования неслучайны — они обеспечивают качество подготовки специалистов.