-0.1 C
Алматы
Четверг, 7 ноября 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • История

    Запоздалая реакция Акорды: Стоит ли перенести изнасилование в категорию тяжких преступлений?

    Касым-Жомарт Токаев выступит с посланием к народу Казахстана, в котором выскажется об ужесточении уголовного наказания за педофилию, наркодилерство и сексуальное насилие. Запоздалая реакция Акорды направлена на решетчатый Уголовный Кодекс, позволяющий насильникам выходить по УДО, примиряться с жертвами и оставаться на свободе до решения суда. Кейс группового изнасилования в Тальго, корявые действия КТЖ и правоохранительных органов стали для общественности точкой невозврата. Казахстанцы требуют ужесточения статьи 120 УК РК – «Изнасилование», за которую преступнику грозит от 3-5 лет лишения свободы. Стоит ли перенести изнасилование в категорию тяжких преступлений? Достаточно ли этого для восполнения физических и моральных травм жертве и реабилитации насильника в законопослушного гражданина?ЗА

    Статья 120 УК РК

    Статья 120 УК РК: 

    Аргумент 1. Сомнительный «гуманизм» 

    Согласно пункту 1 статьи 120 УК РК, насильнику грозит от трех до пяти лет.При отягчающих обстоятельствах: групповое изнасилование по предварительному сговору лиц; соединенное с угрозой убийством, совершенное с особой жестокостью по отношению к потерпевшей; повлекшее заражение потерпевшей венерическим заболеванием и совершенное неоднократно насильника посадят на 5-10 лет.

    Допустим, что это было «рядовое» изнасилование, не повлекшее заболевания или смерть жертвы. Разве это смягчает удар по физическому и психическому здоровью женщины? Снижает риск получить ряд сексуальных и репродуктивных проблем? Или депрессия и попытки суицида, которым подвержены жертвы изнасилований, чем-то отличаются от последствий группового изнасилования? Срок для насильников будет разный, хотя сломанная жизнь у жертв насилия обычно идет по одному сценарию. Страдает даже социальное благополучие женщины, которую клеймят незнакомые или даже близкие люди в нашем консервативном обществе. Все это влияет на ее работоспособность и финансовую независимость, не говоря уже о психологическом состоянии.

    И за все эти страдания насильник получит пять лет по максимуму. А при наличии смягчающих обстоятельств (чистосердечное признание, несовершеннолетние дети и т.д.) – в два раза меньше.

    Глава ОФ «НеМолчи Kz» Дина Смаилова призывает ужесточить наказание для насильников:

    «В Казахстане не оценивают психологический вред здоровью — нет таких критериев. Есть критерий — вред физическому здоровью. Мы сейчас ведем дело, в котором насильника осудили всего на 2,5 года, потому что он признал свою вину. А женщина страдает, у нее трое детей и суицидальные наклонности, кто и как оценит ее психологическую травму? Тот факт, что ее из зала суда трижды увозили на скорой, ни о чем не говорит?».

    Аргумент 2.  А дальше что?

    Вопреки распространенному мнению, большая часть изнасилований происходит не со стороны незнакомого мужчины где-то в пустынном переулке в темное время суток. В Казахстане лишь 24,6% изнасилований осуществлялись незнакомыми людьми, а в 52,3% случаях изнасилование совершал друг или знакомый. Остальное приходится на членов семьи и коллег по работе. То есть, в 3 из 4 случаев жертва была знакома с насильником. Изнасилование, как и любое другое опасное посягательство сексуального характера чаще происходит дома, и женщины страдают от рук тех, кого они хорошо знают. Они также прекрасно осознают, что надолго упрятать в тюрьму насильника не получится. Через 2-3 года бывший интимный партнер выйдет на свободу и продолжит терроризировать свою жертву. Женщины попросту не верят, что закон сможет их защитить. Если бы статью ужесточили, а насильника посадили не 3-4 года, а на все 7-10, то шансы на реабилитацию, финансовую независимость и нормальную жизнь без оглядки назад у женщин были бы гораздо выше ПРОТИВ

    Аргумент 1. Проблемная статья

    Изнасилование отличается от других статей уголовного кодекса. В отличие от удара ножом, который всегда противоречит закону, сам по себе секс чаще всего не является преступным действием. Он становится преступным только в случае отсутствия добровольного согласия сторон.

    Ситуация, когда во время сексуального контакта на каждый шаг мужчины женщина четко и внятно дает согласие, является  идеальной, но, как правило, фантастической.  Большую проблему создают традиционные для нашего общества правила ухаживания: «мужчина должен делать первый шаг», «мужчина должен быть настойчивым», «настоящая леди с первого раза не соглашается». Из-за чего каждое разбирательство по такому делу становится головной болью для следователей, кто и как понял намеки, были ли они, что есть согласие и несогласие. В большинстве случаев вопрос сводится не к тому,  имел ли место сексуальный контакт, а к тому, был ли он добровольным. В доказательствах у обеих сторон лишь слова.

    Представьте себе студенческую вечеринку. Она во время застолья кокетничала и даже давала себя ущипнуть, а он воспринимал это как сигнал к дальнейшим действиям. Доходит до секса, когда пьяный он берет инициативу на себя, а пьяная она не может внятно и четко давать на это согласие или отказ. С законодательной точки зрения такая типичная ситуация является изнасилованием и карается от 3 до 5 лет. При значительном ужесточении наказания по 1-й статье, подобный случай станет равен убийству (минимальный срок — 8 лет). Совершил ли главный герой из выдуманной выше истории преступление, сравнивмое с убийством? Определенно, нет.

    В пунктах 2, 3 и 4 120-й статьи уже нет дилеммы, был ли секс добровольным, потому что там уже идет речь об угрозе жизни и педофилии, поэтому и наказание предусмотрено вплоть до пожизненного. Для спорных случаев, которые подпадают только под определение 1 пункта лучше оставить возможность дать обвиняемому меньший срок.

    С другой стороны, будут реже выноситься обвинительные приговоры настоящим насильникам,  потому что в спорных делах суды побоятся надолго посадить за решетку подсудимого, тем более во время действующей сейчас кампании по гуманизации судебной системы. Без ужесточения статьи они бы с большей вероятностью согласились бы на наказание для подозреваемого.

    Аргумент 2. Сигнал «стоп»

    Уголовный кодекс существует не только для того, чтобы наказать преступника, но и для предотвращения преступления. Представим ситуацию, в которой минимальный тюремный срок за изнасилование начинается не от 3 лет, а от 7.

    Преступник изнасиловал девушку, она лежит связанная или без сознания. Он начинает осознавать, что сделал и что ему за это будет. Ему проще убить женщину, ведь срок за убийство начинается от 8 лет. Если его поймают, то разница между наказаниями невелика, зато убитая жертва сильно снизит шанс на эту самую поимку.

    При нынешней же ситуации еще есть шанс, что он одумается и не станет убивать свою жертву.

    Похожие записи

    Позорные условия в детском загородном центре Караганды (фото)

    «Сегодня утром жители Алматы услышали из громкоговорителей предупреждение об опасности схода селя»

    В Восточно-Казахстанской области в огне едва не погибли женщина и ребенок (фото)

    Оставить комментарий

    3 × 4 =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.