Глава BI Group Айдын Рахимбаев высказался о беспорядках на Тенгизе. Он назвал эти события «классовой неприязнью и нелюбовью к экспатам» и рассказал, как этого не допускают нефтяные страны мира, передает Qazweek.kz со ссылкой на ИА «NewTimes.kz».
Редакция NT приводит пост Рахимбаева из Facebook полностью и без изменений.
«Этот негатив давно накапливался, а всплеск жестокости и ярости — это уже следствие. Дело в том, что всю черную и самую тяжелую работу выполняют десятки тысяч местных қарапайым жігіттер, а сотни экспатов — только руководство и контроль. И это напрягает всех уже многие годы.
Давайте расскажу, о чем речь: с середины 90-х консорциум Шеврон, Эксон и Казмунай (ТШО) уже потратил около $130 млрд на обустройство и разработку месторождений добычи нефти. Это хорошо, за исключением одного момента. Все инженерные и строительные генподрядчики и субподрядчики — это зарубежные компании с их немалой прибылью, зарплатой и соцпакетами, а наши только суб-субподрядчики — бесправные исполнители и сотни бригад на почасовой черной работе под жарким солнцем. По существу, гастарбайтеры на родной земле. А строгий контроль осуществляют арабы, итальянцы и другие экспаты из прохладных кабинетов. Западники говорят о низкой квалификации наших, но откуда ей взяться, если они не дают контрактов уже 25 лет и не заинтересованы в развитии местных кадров и компаний. Зачем им конкуренты? Десятки зарубежных компаний с командами экспатов разбирают контракты, зарабатывают здесь прибыль и забирают за рубеж, развивают свои, зарубежные, кадры.
Да, прошляпили наши эти условия в начале 90-х. Времена тяжелые, неопытные были, но сейчас что? Как это изменить?
Например, в Малайзии и Индонезии контракты даются только СП — 50/50 с местными компаниями. Конечно, за 3-4 года наработаются и опыт, и компетенции у местных ребят. Там именно местные специалисты — это основная сила, т.е. те, кто набирается опыта, продвигаются на повышение, а местная молодежь их замещает со временем. И никакой дискриминации! У всех есть равные права.
Еще дальше ушла Норвегия. Они когда-то приняли закон, по которому вся документация на месторождениях страны ведется на норвежском языке! Те же инвесторы вынуждены выполнять закон и считаться с местными требованиями, то есть все зарубежные компании были вынуждены нанять персонал из местных! Они со всего мира собирали специалистов — норвежцев и, конечно, за несколько лет все топ-менеджеры международных компаний стали местные. И местные подрядные компании, имея преимущество, подтянулись и заняли достойное место в отрасли! Представьте, сколько десятков тысяч казахстанцев было бы переучено, они достойно зарабатывали бы в этом богатом секторе за счет только одного ТШО!
В мире много хороших примеров, а наши не чешутся. Любой ТШО — это ведь бизнес, и надо всегда договариваться. Страна должна отстаивать право на развитие десятков тысяч своих граждан, которые должны видеть перспективы для себя и своих детей.
И вот 2 года назад началось освоение второй стадии ТШО, а это еще около $40 млрд, но правила не изменились, пароход возможностей проходит мимо наших граждан. Наши опять тысячами гастарбайничают и, как результат, недавние события классовой неприязни и нелюбви к экспатам. Нет сопричастности к выполнению большого странового проекта. Люди чувствуют себя обманутыми, бесправными, ненужными на своей же земле. Например, в любом другом проекте, как правило, кто-то пробивается наверх, кто-то подрядчик, кто-то молодой разнорабочий, но все знают свое место, у всех есть равные права и чувство справедливости… Все же общаются друг с другом. Ни один депутат не поднял этот вопрос за эти годы, все же заняты.
Еще один пример — это правила в Дубае: если хочешь инвестировать, оформляй СП. И ни один араб не бастует, потому что он или в доле, или нанят на высокооплачиваемую работу на родном языке, получает конкретные бенефиты от деятельности зарубежных компаний у себя на родине. И это справедливо. Но воз и ныне там… Все заняты.
Қазақтар өз орнында нық тұрып, өз жерінде бірінші болуы керек. Жерлестеріміздің жағдайын өзіміз ойламасақ, басқа кімге қажет».
Ранее аким Атырауской области Нурлан Ногаев заявил, что инцидент в рабочем поселке Тенгиз произошел из-за неравных условий труда. Он раскритиковал работу местных исполнительных органов, отметив, что теперь руководству ТШО и подрядных организаций нужно приложить максимум усилий, чтобы в корне изменить ситуацию.
Напомним, конфликт между рабочими начался утром 29 июня из-за фотографии, которую один из сотрудников, гражданин Ливана, выставил в своем профиле в WhatsАpp. В результате беспорядков пострадали 30 человек.
Позже ливанские и иорданские власти заявили, что их граждане, пострадавшие в драке на нефтяном месторождении Тенгиз в Казахстане, находятся в безопасности, организовывается их отъезд из страны.
Гендиректор Consolidated Contracting Engineering&Procurement S.A.L. Offshore прибыл в Атырау и записал видеообращение, в котором извинился перед казахстанцами за ситуацию на Тенгизе.