Вернувшиеся из Сирии казахстанки рассказали, какие ужасы им пришлось пережить. Сейчас женщины хотят, как можно быстрее увидеть своих близких, и вернуться к прежнему нормальному быту, передает Qazweek.kz со ссылкой на телеканал КТК.
Масштабная гуманитарная акция стала продолжением операции «Жусан», благодаря которой на родину из Сирии вернулись более 230 казахстанцев.
Сейчас в реабилитационном центре Мангистауской области находятся 59 женщин и более 150 детей, которые, по сути, были в заложниках у террористов.
Как рассказала 22-летняя казахстанка, для нее стало мечтой спокойно гулять и ничего не бояться. Мама с двумя детьми более 5 лет провела в зоне боевых действий. Солнца и улицы она почти не видела, потому что муж ей ничего не позволял.
По словам женщины, она познакомилась с будущим супругом в Сети. Он позвал к себе и обещал, что все будет хорошо. Неопытная девушка поддалась на уговоры.
«Он всегда меня дома держал и не давал знать, что там, какая обстановка вообще творится», — поведала вернувшаяся из Сирии казахстанка.
Она отметила, что все это время не знала, чем занимается ее муж, где работает, кто ему платит зарплату. Общаться с кем-либо было нельзя. Домой звать тоже. Женщина должна была безропотно следить за домашним очагом и заниматься воспитанием детей.
Когда ситуация начала проясняться, она задумалась о том, как ей выбраться из чужой страны. Говорит, что пришлось пережить многое.
«Он и развод не давал мне. И когда я сказала, что хочу домой, я скучаю по родине, я хочу в Казахстан, он говорил: «Закрой рот!». Нас звали: «Где вы, мусульмане?» – говорили. Это все просто планы других лиц, и просто они манипулируют, как пешками нами управляют», — поведала рассказчица.
Вырваться из плена ей удалось только после смерти мужа. Однако сбежать от террористов не так-то просто. За это грозит смертная казнь.
Казахстанка признается, что вернуться на родину мечтают сотни человек из числа женщин и детей. Ей посчастливилось уйти. Она добралась до лагеря военнопленных, откуда ее доставили в Казахстан.
Сейчас 12-летний мальчик, который тоже проходит курс реабилитации, рисует свой будущий счастливый дом. Раньше на изображениях ребенка была техника, оружие, война в черном цвете. Психологам удалось поменять его мировоззрение. Но работы предстоит еще много.
В Сирии матери и дети попросту выживали. У многих не было даже элементарного – пищи, воды, лекарств. Как результат — хронические заболевания. Да что там говорить, если даже рожали женщины в палатках.
В настоящее время идет процедура восстановления документов. Затем – трудоустройство. Жизнь постепенно налаживается.