Окончательное решение будет принято после завершения всех испытаний, — заявил министр энергетики Реза Ардаканян
Предложение по перекачке воды из Каспийского моря на засушливые северные территории Ирана получило одобрение иранского парламента. Пилотный проект по опреснению воды уже запущен. Как отмечает Eghtesad в материале Caspian Sea Water Transfer Awaiting Pilot Project Result, ответственной за проведение пилотного проекта назначена Иранская компания по управлению водными и энергетическими ресурсами при Министерстве энергетики.
«Пилотный проект уже идет. Окончательное решение будет принято после завершения всех испытаний, — заявил министр энергетики Реза Ардаканян. — Хотя Иран располагается в засушливой и полузасушливой зоне, у нас есть доступ к огромным запасам морской воды на севере (Каспийское море) и на юге (Аравийское море и Персидский залив), что открывает колоссальные перспективы. Мы можем выгодно использовать эти нетрадиционные ресурсы, применяя современные технологии».
Опресненная вода из морей на севере и на юге страны может использоваться в бытовых и промышленных целях. «Доступ к огромным объемам воды на севере и на юге дает надежду, что решение проблемы засухи может быть найдено. Нам нужно разработать стратегию и инвестировать в наше будущее. Чтобы решить насущную проблему дефицита воды, мы должны применять современные технологии», — заявил министр.
Проект перекачки воды через 200-километровый трубопровод из Мазендерана в Семнан был разработан для решения проблемы растущего спроса на воду в сельскохозяйственной, промышленной и других отраслях в регионах, страдающих от недостатка воды. Проект предусматривает ежегодную поставку в Семнан 100 млн кубов опресненной морской воды.
Тем не менее некоторые экологи и члены парламента из Мазендерана выступают против проекта, называя его «нереалистичным» и «непрактичным». Они заявляют, что он нанесет непоправимый ущерб экологии региона, поскольку откачка большого количества воды из Каспийского моря в итоге приведет к повышению уровня солености воды, что подвергнет опасности морскую флору и фауну. Опреснение вымывает минералы из морской воды, но при этом остается огромное количество соляного раствора, который фактически сбрасывается обратно в море. Эксперты отмечают, что соляной раствор гораздо гуще морской воды, поэтому он оседает на дне, что непосредственным образом ухудшает экосистему.
Несмотря на возражения, министр энергетики заявил, что, если соблюдать все экологические нормы, проблем с реализацией этого мегапроекта не будет. Были проведены необходимые исследования. Их результаты представлены Департаменту окружающей среды, правительственной организации при президенте Ирана.
Глава Департамента окружающей среды Ирана Иса Калантари ранее объявил о своем предварительном согласии на осуществление проекта, но окончательное решение принято не было. Те, кто выступают за проект, говорят, что 90% воды, попадающей в Каспийское море, приносят российские реки. Поэтому даже если соляной раствор будет сбрасываться обратно в море, он не будет иметь негативного эффекта на море, объемы которого составляют примерно 80 тысяч млрд кубов воды.
«Сегодня у нас есть технологии, которые позволяют во время опреснения отделять чистую соль от соляного раствора. Поэтому соляной раствор не будет возвращаться в Каспий», — сказал Ардаканян, добавив, что реализация проекта также зависит от экономической рентабельности и затрат на оборудование.