Почему «бомба» упала в ту же «воронку» Арыси четвёртый раз? О причинах взрывов в Арыси и Отаре ещё в 2015 писал известный журналист Геннадий Бендицкий, передает ИА Qazweek.kz со ссылкой на Forbes.kz
Статья «Конвейер смерти: от Джаксыбекова до Тасмагамбетова», опубликованная на закрытом по решению суда сайте Ratel, сохранилась только в кэше «Живого журнала». Написана она была после взрыва в Арыси, произошедшего 8 ноября 2015. В тот день на полигоне на подрывном поле ТОО «Казтехнология» близ Арыси сдетонировали взрывчатые вещества, которые уже извлекли из утилизированных боеприпасов. Погиб инженер-технолог «Казтехнология» 41-летний Ермурат Иманкулов, «а водитель машины, на которой перевозилась взрывчатка на полигон, 50-летний Олег Нахов получил контузию и только чудом остался жив», писал Геннадий Бендицкий.
В материале журналист напоминал о взрыве на предприятии по утилизации боеприпасов «Казахвзрывпром» 26 июня 2014 года (по странному совпадению, почти день в день с нынешней катастрофой от 24 июня 2019). Пять лет назад в Арыси погибли двое работников «Казахвзрывпрома», один был ранен. Также Бендицкий напомнил и о взрыве модуля в августе 2013-го года в таком же пункте утилизации близ поселка Отар (Жамбылская область). Тогда погибли четыре сотрудника того же «Казахвзрывпрома» и ещё четверо пострадали.
Фото: Николай ГуровГеннадий Бендицкий
По данным Бендицкого, настоящие причины взрывов 2013-2015 годов «заключались в том, что руководство госпредприятия приобрело и установило на пунктах утилизации боеприпасов некачественное оборудование польского производства. В большинстве случаев оно вообще не подходило для разделки снарядов тех калибров, основная масса которых скопилась на армейских арсеналах и требовала утилизации. И поэтому боеприпасы разбирали по старинке – вручную. А в тех случаях, когда приобретенное в Польше оборудование все же использовалось, зачастую пренебрегали требованиями безопасности».
Главное же нарушение, по мнению журналиста, было в том, что «установленные на пунктах утилизации боеприпасов станки не прошли никакой сертификации ни в одном из госорганов Казахстана, которые по логике вещей должны были контролировать столь серьёзные вопросы».
Причём «гром», после которого по идее уполномоченные органы должны были обеспечить безопасность «разборки» снарядов на 100%, «прогремел» ещё в марте 2009-го, и в том же городе Арыси. Разборкой снарядов в то время занималось ТОО «КазАрсенал». Тогда боеприпасы сдетонировали после возгорания извлечённого взрывчатого вещества. Трое погибли на месте, 17 пострадали. Четвёртый работник предприятия скончался спустя два месяца от обширных ожогов.
Таким образом, до сегодняшнего дня разборка старых снарядов обошлась в 11 жизней. Относительно вчерашнего ЧП (24.06.2019) пока известно об одном погибшем, но счёт пострадавших идёт на десятки — к ночи к медикам обратились больше 70 человек, среди них есть дети.
После каждого ЧП проводилось расследование, судили виновных. Так, после трагедии 2009 года за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах директор ТОО «НПО «КазАрсенал» Юрий Яшкин был приговорён к четырём годам лишения свободы, главный инженер предприятия Хаким Ахмеджанов и начальник смены Дмитрий Чин получили по три года колонии-поселения. Условно были осуждены заместитель директора «КазАрсенала» Александр Прохоров и инженер по технике безопасности Калмаханбет Омаров.
Как сообщали эксперты правительственной комиссии, руководство ТОО «КазАрсенал» привлекало к разборке снарядов неквалифицированных безработных. Боеприпасы — и целые, и разобранные — хранились в кучах под навесом. В день ЧП рядом с этими кучами велись сварочные работы, что и привело к пожару и взрывам.
Пренебрежение или экономия на соблюдении правил безопасности, возможно, стали причиной и четырёх последующих взрывов.
Безусловно, бомбы и снаряды с «истекшим сроком годности» нуждаются в утилизации, тем более что они содержат ценные металлы — медь, цинк, олово, вольфрам. Но цена их переработки не должна измеряться в человеческих жизнях и разрушенных домах.