Как отметили в Генпрокуратуре, амнистия – акт гуманизма, но не оправдание.
В соответствии с законом об амнистии для участников январских событий, который президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев подписал 2 ноября, осуждённым больше не требуется признание вины для досрочного освобождения. Об этом в кулуарах парламента сообщила уполномоченная по правам человека в Казахстане Эльвира Азимова.
Как добавил замгенпрокурора Асет Чиндалиев, закон уже вступил в силу и предусматривает освобождение осуждённых за преступления небольшой и средней тяжести.
«Закон об амнистии – это акт гуманизма, не оправдание. Если ведутся следственные процессы, фигурант может сам подать ходатайство об освобождении», – отметил представитель главного надзорного органа.
Конкретные сроки, в течение которых осуждённые выйдут на свободу, Асет Чиндалиев назвать затруднился.
«Конкретного срока я назвать не могу, потому что ряд дел находится в органах предварительного следствия. Сначала проводится следствие, потом дело рассматривает суд, и только при вынесении приговора он может применить амнистию», – разъяснил замгенпрокурора.
В кулуарах сената уполномоченную по правам человека РК Эльвиру Азимову попросили прокомментировать то, что под амнистию могут попадать осуждённые по статьям об убийстве. Омбудсмен заявила, что поднимала этот вопрос в Генпрокуратуре.
«По данным Генеральной прокуратуры, на сегодня производств или доведённых до суда дел, именно связанных с убийством, нет. Если вы говорите о тех шести случаях, которые официально заявлены как пытки и смерть при задержании, то в законе об амнистии чётко прописано, что совершившие пытки под амнистию не попадают», – сказала Эльвира Азимова.