Бывший глава «Казатомпрома» Мухтар Джакишев рассказал в эфире программы BaitassovLive о своих приговорах и откуда взялась сумма ущерба государству в 100 млрд тенге, передает Qazweek.kz со ссылкой на Forbes.kz.
В ходе интервью Арманжан Байтасов попросил напомнить бизнесмена причину его ареста, из-за чего он получил 14 лет лишения свободы и 11 из них провел в колонии.
«Основной срок в 14 лет мне дали за взятку. И когда меня спросили, от кого была эта взятка, давал я ее или брал, я ответил, что понятия не имею. В деле формулировка была такая, что я получил взятку от неустановленного лица в неустановленном месте и в неустановленной сумме, и все это говорит о том, что Джакишев является изощренным преступником, который не оставляет следов своей преступной деятельности, и за это заслуживает самого сурового наказания. Это прямая речь судьи, которую я тогда записал. Это и есть мой приговор», — заявил Мухтар Джакишев.
Джакишев рассказал, что во время следствия возникли расчеты, на основании которых эксперты пытались доказать свои обвинения в том, что он нанес ущерб «Казатомпрому», а поскольку компания государственная, то и всей стране.
«Основной ущерб они подсчитали по поставкам кислоты. Тогда ее стоимость на заводе была ноль тенге, но мы платили за ж/д тариф по 3780 тенге за тонну. Эксперты же в суде приводят расчеты по тарифу 950 тенге. И вот эта разница за несколько лет превратилась в миллиарды тенге. На мой вопрос, откуда вообще взяли 950 тенге, они сказали, что у них не было точных ставок по тарифу. Они взяли все отгрузки, разделили на тоннаж и получили эту сумму. Но поскольку не мы одни были потребителями этой кислоты, то средневзвешенный тариф 950 тенге не имеет отношения к нашим 3780. Мы показали все документы в суде, все расчеты по тарифу. На что эксперты сказали, что раз тариф был таким, то ущерба нет», — рассказал Джакишев.
Он также сказал, что примерно такая же ситуация произошла с вопросом о поставке смолы, которую «Казатомпром» покупал у немецкого завода.
«Смолу довозили до границы России с Казахстаном. Затем вышло новое требование от нашего правительства о том, что все поставки должны идти на склад. Мы обратились к немецкому заводу, чтобы они поменяли условия доставки. Нам сказали, что доставлять на территорию РК они ничего не будут, но у них здесь есть дилер, который будет доставлять продукцию до склада и оплачивать таможенные пошлины, поэтому нужно увеличить контракт на стоимость доставки от границы и плюс внести эту сумму в таможенные пошлины. И когда это все начало фигурировать в суде, это тоже посчитали ущербом государству», — вспоминает спикер.
Тогда, как утверждает Мухтар Джакишев, он попросил экспертов объяснить суду, что такое базис поставки, что такое DAP (доставка до границы) и CPT (доставка груза на склад). На что эксперты попросили у судьи этот вопрос снять.
«Они не знали, что это такое, и считали, что я над ними издеваюсь. Поэтому мне пришлось самому объяснять судье и экспертам, что это такое и из-за чего произошли изменения в цене. Судья задала тогда вопрос экспертам – учитывали ли они это? Они сказали, что не учитывали и что ущерба нет и по этой категории. И таким образом с меня были сняты все виды ущерба. Это признали в суде», — отметил он в интервью.
Однако возместить ущерб его все же обязали, и произошло это когда он уже сидел в тюрьме.
«Когда я уже был в лагере, в Заречном, все эти расчеты попали в Капчагайский суд. Когда меня перевели в Караганду, то выяснилось, что без меня, без моего адвоката, Капчагайский суд признает эти расчеты ущербом и дает потерпевшей стороне, «Казатомпрому», право требования с меня этих денег. А я даже не знал про этот суд», — утверждает бизнесмен.
Бизнесмен также рассказал, что после условно-досрочного освобождения он первым делом нанял адвоката, чтобы тот затребовал материалы дела из Капчагайского суда, но, как выяснилось позже, в суде их не оказалось.
Мухтар Джакишев считает, что до тех пор, пока правоохранительные системы РК будут защищать не закон, а честь своих мундиров, ни о каком «новом» и «справедливом» Казахстане речи идти не может.
«Это понятие держится на нескольких китах. Первое — это возможность для граждан быть услышанными. Чтобы в конституционных органах их интересы защищали представители граждан. Граждане должны выбирать людей, которые зависят от тех, кто их выбрал, и представляли их интересы. Если этого не будет, то мы опять услышим мнение народа и его чаяния на площадях. Второе — справедливые суды, где решения принимают только в соответствии с законом. И третье — экономика, которая должна быть нацелена на повышение благосостояния каждого гражданина нашей страны, — ответил Мухтар Джакишев на вопрос какие принципы, по его мнению, должен еще включать в себя «справедливый Казахстан».