Журналист Асет Матаев, говоря о ситуации в Каракалпакстане, выразил мнение, что региону Центральной Азии (ЦА) нужна сплоченность и экономическая кооперация
«Посмотрел новости про Узбекистан, точнее про Каракалпакстан. Сначала про информационный фон. Власти Казахстана всегда вели себя осторожно и просили СМИ не освещать любые узбекские события. Насколько я помню, в эпоху Каримова любая активность СМИ Казахстана воспринималась им враждебно, и чуть ли не актом агрессии со стороны властей Казахстана. Когда же мы открыли УзТАГ, и стали освещать чисто экономическую ситуацию в Узбекистане, то многие в Казахстане были удивлены бизнес-активностью южных братьев. Наши чиновники не верили их успехам», — написал Матаев на своей странице в социальной сети.
При этом, он отмечает, что отношения властей Казахстана и Узбекистана еще со времен экс-президентов Нурсултана Назарбаева и Ислама Каримова были непростыми.
«Это идет с Советского Союза, когда Рашидов и Кунаев были руководителями союзных республик. Рашидов (первый секретарь центрального комитета Коммунистической партии (ЦК КП) Узбекской ССР в 1959-1983 годы – КазТАГ) – кандидат в члены политбюро, а Кунаев (первый секретарь ЦК КП Казахской ССР в 1964-1986 годы – КазТАГ) – полноправный член политбюро (совета директоров СССР), и негласными соперниками по кураторству над странами Средней Азии», — напомнил журналист.
Как отметил Матаев, «Алма-Ата и Ташкент соревновались в крутости архитектуры, заводов, регионов и культуры».
«Когда-то Узбекистану передали несколько районов Казахстана, а потом вернули только часть земель. В 1930-х годах Каракалпакстан был частью Казахской ССР. Это все из истории. Население Каракалпакии на треть состоит из казахов, на треть – из узбеков и на треть – из родственных нам по культуре и языку каракалпаков. И если бы встал вопрос референдума, то результаты были бы непредсказуемы… Президент Узбекистана Мирзиеев (Шавкат – КазТАГ), понимая это, поступил очень правильно. Вопрос «возможности независимости» Каракалпакстана по Конституции Узбекистана – это всегда вопрос, а не его решение. И понятна позиция МИД РК в том, что Казахстан хочет стабильности в регионе. По политическим причинам и причинам безопасности. Ведь многие выходцы Каракалпакии и Туркмении живут в Жанаозене», — добавил медиаменеджер.
Поступок Мирзиеева, как считает автор, Казахстану тоже понятен.
«По крайней мере, в странах региона все президенты особо острые вопросы (границ, языка, истории) стараются отложить в долгий ящик. Знаю, насколько сложно дается согласование границ между Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Возвращаясь к Каракалпакстану, отмечу, что там есть нефть и газ. Регион занимает значительную часть территории Узбекистана. Поэтому для Узбекистана потеря такого региона будет самым тяжелым ударом», — уверен журналист.
Он обращает внимание на то факт, что «в сложном по климатическим условиям Каракалпакстане очень непросто жить».
«Пустыни и полупустыни занимают 80% части территории. Не зря в этом регионе были самые ужасные лагеря и тюрьмы. Еще семь-восемь лет назад видел посты в соцсетях каракалпакских заграничных активистов по изменению социально-экономического положения региона, думаю, из этого складываются и политические требования автономии. Живет же Монако во Франции и Сан-Марино в Италии. Почему в ЦА не делать из таких регионов, кластеры в разных сферах. После прихода к власти Мирзиеева меня радует открытость новых властей Узбекистана, и их шаги по налаживанию связей с соседями. Нашему региону нужна сплоченность и экономическая кооперация», — подчеркнул Матаев.
Источник: КазТАГ