Аким столицы Алтай Кульгинов стал новым гостем программы BaigeNews.kz «2022″ и рассказал о дальнейшей судьбе одного из самых известных и скандальных долгостроев страны — LRT.По словам Кульгинова, чтобы снизить расходы по проекту, пришлось уменьшить количество станций и подвижных составов.
«Мы пошли на оптимизацию. Если по изначальному проекту было предусмотрено 18 станций, мы предлагаем пока восемь станций — от аэропорта, Пригородный, на повороте Кабанбая, потому что эта линия очень загружена. И по подвижным составам тоже сократили, изначально проектом было предусмотрено 19 подвижных составов, мы пока оставляем пять. Интервал будет тогда составлять 15 минут. По проекту предусмотрено четыре вагона, каждый вагон вмещает 150 пассажиров, итого 600″, — рассказал Кульгинов.Аким добавил, что это помогло сократить бюджет проекта в два раза.
«Нам нужно будет для завершения 577 миллионов долларов США, почти в два раза меньше, чем изначально после оптимизации», — отметил аким.
Кроме этого, градоначальник сообщил и о том, какой будет пассажиропоток и цена у наземного транспорта.»По предварительным расчётам, пассажиропоток будет 25-30 тысяч пассажиров. Будет субсидируемый. В год нам будет три миллиарда тенге на субсидирование и содержание. Что касается цены, то с учётом субсидирования он будет не сильно отличаться, но чуть дороже. Мы будем учитывать покупательскую способность», — добавил Кульгинов.Также на вопрос ведущих о том, за какое время будет достроен проект, аким ответил, что сейчас идут переговоры по финансированию из бюджета. В течение двух лет планируют завершить, если будет непрерывное финансирование.
Ранее столичный Центр урбанистики объявил о сборе предложений по завершению проекта Астана LRT. Всего поступило свыше 400 предложений, в том числе от казахстанских и международных экспертов в сфере транспорта. По словам акима города, из поступивших предложений свыше 51% — за продолжение проекта, 42% за реализацию его в том или ином альтернативном виде и 7% за полный снос и демонтаж всех построенных конструкций.
«Исходя из всех предложений мы рассмотрели несколько вариантов. Один из них — демонтаж железобетонных конструкций. Таковых у нас свыше 500. Каждая из этих опор весит 200-220 тонн. Если посчитать, понадобится свыше 20 миллиардов тенге, чтобы полностью демонтировать и вычистить это поле. Но, учитывая, сколько уже бюджетных средств потрачено — мы же заёмные средства привлекли и сейчас платим за эти займы из бюджета. Это будет неэффективным использованием бюджетных средств», — считает Кульгинов.
Также акимат рассмотрел вариант сделать пешеходную или велосипедную территорию, создать общественное пространство. Однако в этом случае получится очень дорогой проект и по всей протяжённости полностью использовать его как общественное пространство, мы не можем, отметил Кульгинов. Он уточнил, что протяжённость линий составляет 22 километра.
«Особенно учитывая наши природно-климатические условия, этот урбанистический проект можно использовать только в тёплое время года. А холодное время года у нас продолжительное, поэтому этот вариант тоже не практичный», — сказал Кульгинов.
Другой вариант завершения проекта — альтернативный вид транспорта. Например, запустить на эстакадах электрические автобусы. Это тоже экологичный вид транспорта, но такое предложение следует обсуждать с партнёрами, с которыми заключён международный договор.
«По нему китайские партнёры были против реализации такого проекта, учитывая, что изначально инженерные конструкции были спроектированы под легкорельсовый транспорт. Поэтому вариант альтернативного транспорта тоже не реализуемый. Если мы будем расторгать договор, то у нас есть риск международного арбитража, и, получается, мы не выполним обязательства, которые брали. В договоре, который был подписан все цифры в иностранной валюте — 1,8 миллиарда долларов», — отметил аким столицы.
Первоначальный займ привлечён с китайского банка развития на 20 лет. В 2019 году власти отказались от внешнего заимствования и перешли на внутренние банки. По словам акима, в банках второго уровня Казахстана эти средства уже переведены в размере 475 миллионов долларов.
«Проценты намного ниже, сейчас они составляют 3,25%. Сейчас мы два раза в год выплачиваем по этим займам из бюджета. По актам выполненных работ за строительно-монтажные работы должны консорциуму 116 миллионов долларов США. Если посчитать, то порядка миллиарда долларов уже потрачено. Мы точку невозврата прошли», — заключил Кульгинов.
Источник: BaigeNews.kz