Предлагаемые поправки в Конституцию страны касательно принудительного труда позволят усмирить домашних дебоширов и тиранов, считает председатель правления Союза кризисных центров Казахстана, глава кризисного центра для жертв бытового насилия «Жан-Сая» Зульфия Байсакова. Своим мнением она поделилась в ходе онлайн-брифинга в мультимедийном пресс-центре Sputnik Казахстан.
«5 июня будет референдум. И я очень рада, что в 24-ю статью по нашей просьбе, а мы этого добивались несколько лет – будет добавлена строчка о том, что принудительный труд допускается в республике Казахстан по решению суда. Это о чем речь? О том, что общественные работы в Казахстане начнут действовать, если мы проголосуем за поправки», — сказала Байсакова.
Он пояснила, что в случае принятия поправок к общественным работам можно привлекать и домашних агрессоров.
«Эти все дебоширы, пьяницы, люди, ведущие деструктивный образ жизни, все они могут быть привлечены к общественным работам. Могут убирать улицы, ухаживать за больными в хосписах, то есть делать ту работу, которая бы исправляла их поведение и делала более ответственным. Я думаю, это положительно повлияет», — отметила она.
Также, по мнению Байсаковой, необходимо введение уголовной ответственности за бытовое насилие.
«В Казахстане важно принять закон об уровне ответственности агрессора. Ответственность должна быть четко определена в законе и наказание должно быть адекватным. На сегодня в правовом государстве говорят – вы нарушили законодательство, мы вас предупреждаем, что так делать нельзя. Это же абсурд! Поэтому мы на протяжении многих лет просим, чтобы прошла нормальная криминализация бытового насилия», — подчеркнула она.
Как отметила эксперт, в казахстанском Уголовном кодексе никогда не было отдельной статьи о том, что за преступления в сфере семейно-бытовых отношений существует уголовное наказание. Это необходимо исправлять.
«При этом мы не призываем посадить большое количество людей, лишить свободы. Пожалуйста, давайте предложим альтернативные формы. Я считаю, можно смотреть на степень побоев. Например, почему бы не дать выбор — либо лишение свободы на семь суток, либо общественные работы и прохождение психокоррекционной программы», — предложила Байсакова.
По ее мнению, в перспективе необходимо развитие психокоррекционной программы для агрессора. У центра «Жан-Сая» уже есть опыт. В прошлом году психологи и психотерапевты работали с 15 семейными парами. Эти меры направлены на сохранение семьи и вомзможность супругам определиться, могут ли они жить по новым правилам, в которых нет места насилию.