Скот массово гибнет по неизвестным причинам в ряде районов Атырауской области, сообщает Qazweek.kz со ссылкой на «Ақ Жайық».
«В Курмангазинском, Кызылкогинском, Исатайском и Махамбетском районах Атырауской области гибнет скот. Но причина пока не выяснена», — говорится в сообщении
В управлении ветеринарии региона журналистам заявили, что руководство сейчас находится в командировке в Курмангазинском районе, а без него информацию не дадут. Чиновники утверждают, что массового падежа нет и «болеют единицы скота».
«По информации жителей Аккистауского сельского округа, вдоль побережья моря были обнаружены лошади, которые не могли подняться с земли, и отстали от своего табуна. В связи со сложившейся ситуацией владельцам скота рекомендуется регулярно следить за их водопоем. В настоящее время местные ветврачи проводят симптоматическое лечение четырех лошадей у двух фермеров. Они очень слабы, исхудали. У животных были взяты образцы крови и отправлены в областную ветеринарную лабораторию, а также в Национальный референтный центр ветеринарии», — заявил начальник Исатайской районной ветеринарной станции Аманжол Рахметов.
Тогда как в акимате Курмангазинского района сообщили, что около 10 больных лошадей в Аккольском и Курмангазинском округах лечат неозидином, глюкозой, витаминами А, В, С.
«Все они находятся под наблюдением ветеринаров. Ситуация стабильная», — утверждают в Курмангазинском райакимате.
Заместитель акима Кызылкогинского района Айдулат Кенжебеков сообщил, что в районе 809 овец и крупнорогатого скота (КРС) вылечены от ринотрахеита и вирусной диареи, а падежа нет. Местные ветеринары сказали, что лошади страдают от большого количества клещей и общей слабости, а в чате «Атырау-Шопан Ата» сообщали, что нет причин для беспокойства акимов.
В Кызылкогинском районе в крестьянском хозяйстве «Ойтаң» от неизвестной болезни пало более 200 овец и 10 голов КРС. На видео, который снял представитель крестьянского хозяйства (КХ) Айбар Ерекешов запечатлено несколько мертвых животных.
«Падеж начался с середины февраля, с тех пор прошло полтора месяца. Падеж не прекратился, животные гибнут каждый день. Симптомы: изо рта выходит пена, из носа капает и не едят ничего. Я не знаю, что это за болезнь. 25 февраля на совещании в областном центре я с трибуны сообщил, что у нас наблюдается болезнь среди животных и происходит падеж, и просил направить комиссию для проверки, но никто тогда не приехал. Приехали только 26 марта, составили акт, взяли пробы крови и содержимого кишечника у больных и павших животных», — сказал Ерекешов.
Глава КХ «Мутиев Ғ. Д.» Бигали Мутиев из Махамбетского района сообщил, что у него в марте погибло 10 лошалей.
«Они не могли встать. При этом не сказать, что слабые, были в меру упитанные. Я так и не понял, что за болезнь была у них. Три дня назад взяли образцы крови. А когда будут результаты, неизвестно», — сказал Мутиев.
Житель Курмангазинского района Самат Елемесов рассказал, что у него около 100 лошадей с декабря погибло пять.
«Одна сейчас больна. Троих успел забить. Больные лошади умирали от удушья из-за нехватки воздуха, были не в силах подняться с земли. Местные ветеринары пытались их вылечить, но безрезультатно. Я обошел пастбище – сейчас начали болеть прошлогодние жеребята», — сказал Елемесов.
Как заявил общественный активист Газиз Габдуллин, ранее он предупреждал, что в Атырауской области среди животных наблюдается какая-то болезнь, и происходит их падеж.
«Но никто не откликнулся. Фермеры пытаются вылечить их самостоятельно, но безрезультатно. Причина заболевания и степень распространения инфекции до сих пор неизвестны. Мы открыли специальный чат, где собрали фермеров, заместителей акима областного и районных акиматов, начальников управлений, которые создали объединение «Шопан Ата». Специалисты говорят, что животные ослаблены из-за паразитов и из-за плохого ухода со стороны владельцев. Я специально съездил в Курмангазинский район. Клещей у больной лошади мы не нашли. И насчет плохого ухода тоже не согласны, потому что животные вполне упитанные. На ферме, в которой мы побывали, болели пять животных», — сказал Габдуллин.
Издание отмечает, что продажа и убой скота в области не прекращаются, «и очень может быть, что среди забитых животных есть больные».
«Что это за болезнь, и не опасна ли она для здоровья человека? Вот в чем вопрос!» — сказано в сообщении.