Стоимость доллара превысила психологическую отметку в 500 тенге. Для большинства казахстанцев очевидно — удорожание и возможный дефицит заграничных товаров не эфемерные и депрессивные фантазии, а вполне вероятная реальность, с которой они могут столкнуться уже в ближайшее время. В то же время местные «дочки» крупнейших российских фининститутов давным-давно обросли солидной клиентской базой в Казахстане, поэтому с введением беспрецедентных антироссийских санкций финансовый вопрос, как говорится, встал ребром. Как эти санкции могут сказаться на казахстанских клиентах, в безопасности ли их деньги и что делать гражданам, чьи деньги хранятся на счетах этих банков, разбирался корреспондент Azattyq Rýhy.
Помимо цифр на табло обменников и ценников в магазинах, казахстанцы пристальное внимание уделяют санкциям против российских банков и гадают, как это повлияет на обычных клиентов. При этом работающие в Казахстане «дочки» российских банков уверяют, что все хорошо и беспокоиться клиентам банков не о чем. Еще один вопрос, что в сегодняшних условиях будет с переносом платформы e-Gov на российскую платформу от Сбербанка.
По мнению экономиста Айдара Алибаева, об идее переноса платформы электронного правительства на российскую платформу «Сбер» в сегодняшних реалиях угрозы введения санкций уже против Казахстана, можно забыть.
«Во-первых, перенос государственной платформы, которую предполагалось за полмиллиарда отдать на откуп Сбербанку, даже в хорошие времена со стороны и специалистов, и казахстанцев вызвал сильное противодействие. А сейчас этот вопрос сам собой помер. На фоне тех беспрецедентных санкций, которые в том числе испытывает Сбер. Вы посмотрите, что происходит с его акциями, какое падение идет на биржах. Плюс угроза санкций против Казахстана. Поэтому вопрос о переносе e-Gov на платформу «Сбер» для РК, думаю, уже не стоит», — заявляет экономист.
В свете последних событий, несмотря на заявления представителей финансового сектора, каждый должен позаботиться о своих деньгах самостоятельно, убежден Айдар Алибаев.
«Второе. Я считаю, что граждане РК, физические, юридические лица, компании, ТОО и прочие, должны в срочном порядке, пока не поздно вытаскивать все свои деньги из всех российских «дочек», которые работают на территории РК. Это не объясняется каким-то личным отношением. Они прекрасно себя чувствуют у нас и работали до этих событий комфортно, и даже деньги им давали наши казахстанские, и даже фонд ЕНПФ покупал у них бумаги и так далее. Но сейчас опять я говорю, никаких личных интересов только бизнес — в условиях беспрецедентных санкций все «дочки» будут испытывать колоссальные, сильнейшие удары, если вообще выживут. Поэтому если наши граждане не хотят потерять свои деньги, тогда надо просто элементарно вытаскивать их. И поскорее», — говорит экономист.
В пример эксперт приводит ситуацию в России, где сегодня уже ограничено снятие средств в валюте, вывоз денег из страны, введена комиссия. По словам экономиста, сейчас вполне реальна угроза «потери» своих денег.
«Реальна или нет угроза потери денег? Ну, конечно, если даже в самой РФ посмотрите, что происходит сейчас. Я учился в Москве, общаюсь со своими друзьями, они мне говорят, что те, кто имеет долларовые депозиты в российских банках, свои собственные деньги, доллары снять не могут. Банки предлагают им снять, но в рублях, эквивалентно официальному курсу. А сегодня официальный курс где-то в размере 100-110 рублей за доллар. Ну хорошо, если гражданин снимет по курсу 100-110, а у спекулянтов на черном рынке, который уже появился, рубли стоят от 150-ти до 170. И что, какой смысл? Видите, что происходит с валютой?» — поделился своим мнением Айдар Алибаев.
Кроме того, эксперт заявляет, что в сегодняшних условиях в срочном порядке необходимо ограничить прием рублей в Казахстане. Объясняет он это тем, что курс валют падает ежедневно, но Нацбанк упорно сдерживает соотношение рубль-тенге в «додевальвационном» соотношении.
Такое положение дел чревато наплывом рубля, считает Айдар Алибаев.
«И что с этими рублями делать? Как бы не возникла ситуация, есть риск, что рубли из 150-ти миллионной России хлынут к нам, и они будут покупать на них товары, уже в тенге. Потому что соотношение рубля к тенге сохраняется 1 к 5. Наш Нацбанк продолжает удерживать соотношение между рублем и тенге. И как бы не случилось, что они будут покупать за свои рубли наши тенге. А уже за тенге покупать товары у нас. Здесь я вижу, что нам надо выставлять ограничения. В срочном порядке», — категоричен экономист.
Главное в таких мерах, по его мнению, необходимо не допустить большого наплыва российских рублей. Потому что сейчас это чревато ухудшением и без того шаткой отечественной экономики. К тому же, ожидаемо, россияне будут пытаться избавиться от рублей.
«Может возникнуть ситуация, что россияне будут от них избавляться. Рубли на глазах обесцениваются, превращаются в бумажки. Сейчас очень многие россияне, видя, что у них происходит, во что может превратиться жизнь после всех этих санкций, многие начинают искать варианты, приехать в РК пожить, пережить эти времена, получить временный вид на жительство, пожить в аренде. Люди ищут выходы не от хорошей жизни. То есть в принципе, чем нам сейчас грозятся — это не пустые слова и санкции вполне реальны. Я не нагнетаю ни в коем случае панику, но надо думать о своей экономике и своем народе, заглядывать немного вперед», — заявляет Айдар Алибаев.
С таким мнением согласен и экономист Арман Байганин. По его словам, судя по масштабным и серьезным санкциям в отношении России, вполне реально, что за компанию могут ввести санкции и против ближайших союзников, и в первую очередь против Казахстана. Возможно, если конфликт затянется на время, это все затронет и нас, и другие страны-партнеры по ЕАЭС.
«Рубль сейчас испытывает колоссальную нагрузку. Западная коалиция учитывает, что РФ может через нас выходить на торговые рынки других стран, тем самым смягчить действие санкций. В экономическом плане мы очень близкие партнеры. Чтобы подорвать торговые, финансовые отношения то, что они предлагают — небезосновательно. В Казахстане есть много совместных компаний в разных сферах, финансовой, нефтегазовой, поэтому высоки риски, что санкции затронут и нас», — поясняет Арман Байганин.
По наблюдениям экономиста, так или иначе, ограничения уже затронули некоторые казахстанские компании, в том числе банковский сектор. Например, под санкции попал ВТБ банк, Сбер закрыл все представительства в Европе. Поэтому их казахстанские «дочки» повсеместно в группе риска.
«Могут именно на дочерние компании наложить санкции, а у нас очень много дочерних, совместных компаний, предприятий банков, и риски достаточно высоки. Если санкции коснутся нас напрямую, это будет крайне негативный, катастрофический сценарий. По поводу платформы «Сбер», которую мы хотели приобрести, вопрос думаю уже автоматически снят с повестки. Потому как сейчас, любой подобный повод может вылиться в санкции против Казахстана. Думаю, в свете последних событий и рисков наложения санкций вопрос уже снят и не рассматривается», — резюмировал Арман Байганин.