В Казахстане практиковался опыт использования силовых структур в частных интересах. Об этом заявил политолог Данияр Ашимбаев, анализируя деятельность Карима Масимова на посту главы КНБ, передает Qazweek.kz со ссылкой на Politic.
В частности, он раскрыл бюджет Комитета в годы руководства Масимова.
Так, по его данным, бюджет КНБ в 2015 году составлял 163 млрд тенге («Сырбар» — 8,7 млрд).
- 2016 г. — 162,3 (+11) млрд
- 2017 г. — 203,3 (+11,5) млрд
- 2018 г. — 281,6 (+10) млрд
- 2019 г. — 303,3 млрд
- 2020 г. — 423,6 млрд
- 2021 г. — 352,6 млрд
- 2022 г. — 345,5 млрд
Политолог призывает провести проверку на предмет целевого использования данных средств. Что касается внутренних реформ ведомства, то Ашимбаев обратил внимание на следующее:
«Что касается переименования, то опять это вопрос изменений в Конституцию.
С другой стороны, вот дважды выделялась разведка (сначала как «Барлау», потом как «Сырбар»), но подводились ли итоги: как она лучше работает — внутри или отдельно. Выделялась правительственная связь (передавалась в СОП). Также не ясно — был ли смысл.
Подведомственность преступлений по коррупции и наркобизнесу вечно плавала. Все как всегда — реформы ради реформ.
Нужен экспертный аудит полномочий КНБ и результатов его деятельности (кроме подготовок госпереворота), а громить и рушить всегда успеется», — считает он (орфография и пунктуация автора здесь и далее сохранены).
Кроме того, он высказался о назначении гражданских руководителей в силовые структуры. По мнению Ашимбаева, единого правила быть не должно, внешних и внутренних руководителей надо чередовать. У одних есть свежий взгляд, у других — профессиональный опыт.
«Мы видели, до чего довели КНБ и армию гражданские руководители (хоть и получившие погоны). Сыграл свою роль и слабый политический контроль над силовыми структурами. Напротив, Масимов и Ко за эти годы расставили своих людей повсюду. У нас был опыт использования силовых структур в частных интересах, но уроки извлечены если и были, то давно забыты.
Ошибкой была реформа КНБ, которую он протащил как только возглавил контору. Я имею в виду создание внутренних служб — антитеррора, контрразведки и экономической безопасности.
Ранее перекрёстное курирование одних и тех же структур разными заместителями обеспечивало своего рода конкуренцию и контроль. Создание служб персонифицировало ответственность, но привело к закрытому характеру работы отдельных подразделений», — продолжил политолог.
Здесь Ашимбаев усматривает желание Масимова «спихнуть с себя ответственность», проводя подобного рода реформы.
«При этом сразу было очевидно желание использовать ресурсы комитета для внутриполитических конфликтов. Достаточно бессмысленные аресты таких фигур, как Дутбаев, Майлыбаев, Сыроежкин, очень сильно навредили репутации комитета. Как, впрочем, и создание финансового холдинга «Жусан». Немало вопросов вызвала (а после января с.г. вызывает ещё больше) одноимённая операция по вывозу из Сирии «соотечественников», — считает эксперт.
При этом, после смены власти в марте 2019 года, по мнению Ашимбаева, политическое будущее Масимова вызывало все больше вопросов.
«Думается, что Масимов все эти годы искренне не понимал, почему его не выбрали в преемники.
Надо понимать, что это очень и очень осторожный человек, который не полез бы в эту схему, не заручившись поддержкой определённых кругов не только внутри страны, но и, прежде всего, за её пределами.
Круг его знакомых и деловых партнёров достаточно хорошо известен, чтобы объяснять о какой географии идёт речь. Свои планы он в какой-то степени обнародовал открыто. Мало кто читал, но многие запомнили название — Карим Масимов. «Следующий властелин мира».
Многих подробностей мы не знаем и, скорее всего, не узнаем, но переворот провалился. Токаев переиграл председателя КНБ и повёл себя совсем не так, как многие (в т.ч. сам Масимов) ожидали», — отметил он.
В конце концов, ни одна из реформ Масимова, по мнению Ашимбаева, не оказалась хоть сколько-нибудь эффективной. «Так случилось и с попыткой госпереворота», — резюмировал политолог.