Утилизация военных боеприпасов в Казахстане может привести к очередной трагедии. На армейских складах слишком много устаревших снарядов, и их число постоянно растет, передает Qazweek.kz со ссылкой на Liter.kz.
С 2004 по 2009 год утилизацией военных боеприпасов в Казахстане занималась ТОО НПО «КазАрсенал». По словам бывшего начальника отдела взрывчатых материалов Маулена Жакметбекова, уже тогда многие боеприпасы сильно устарели и проржавели. Часть из них произведены в 30-ые или 40-ые годы прошлого века и не рассчитывались на утилизацию. Уничтожать их опасно, так как есть снаряды, содержащие радиоактивные элементы, которые вместе с диоксидом углерода попадут в атмосферу.
«Не все можно утилизировать. Они там столько лет хранятся, элементарно ржавеют. Там надо убрать детонаторы, но к ним порой даже не подойти нормально. Они просто хранятся на складах», – сообщил он.
Работать в таких условиях опасно. К проблеме нужен более комплексный подход, силами одних только военных решить не получится.
В Министерстве индустрии и инфраструктурного развития сообщили, что сейчас утилизацией взрывчатых боеприпасов занимается национальная компания «Казтехнологии». Их оборудование позволяет переработать только снаряды калибром до 152 миллиметров. Чем выше калибр, тем опаснее и сложнее утилизация. По словам эксперта, с авиабомбами никто даже не начинал работать.
«Во многих боеприпасах больше 152 миллиметров используется гексоген — на минуточку, мощное взрывчатое вещество. Характерно для него менять свои свойства чувствительности, то есть сдетонировать может просто от включения света, либо изменения температуры на 2-3 градуса», — пояснил Маулен Жакметбеков.
По его оценке, таких боеприпасов в стране миллионы.
«У нас (в Казахстане прим.ред.) был Среднеазиатский военный округ. И с советских времен там были свои боеприпасы. Когда шел конфликт в Афганистане, они снабжались отсюда. Когда войска выводили, все вывезли и положили к нам», – поделился он.
Назвать точное количество боеприпасов, подлежащих утилизации, в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития отказались.
«Думаю, с таким подходом эта проблема будет вечная, с учетом того, что каждый год объемы устаревших боеприпасов увеличиваются, а объемы утилизации нет. Они создают накопительную систему, что неминуемо приведет либо к безвыходной ситуации — уничтожать на полигонах, либо, что еще хуже, к трагедии», – считает эксперт.
Поэтому, чтобы не навредить экологии, Маулен Жакметбеков предлагает консервировать боеприпасы, с которыми нельзя работать. Сначала разделить их по степени опасности и опечатать в бездействующих шахтах на глубине более 300 метров. Для этого нужно создать научную группу совместно с военными экспертами, для увеличения номенклатуры боеприпасов и исследовании продуктов утилизации.
Однако его предложение пока никому не интересно. В Минэкологии идею признали рациональной, но утилизацией они не занимаются. Обращение в Министерство обороны до сих пор рассматривается, а в МИИР такой способ консервации никогда не применялся.