Большая трагедия в январе, стремительно распространяющийся «омикрон»-штамм и, как следствие, введение дистанционного формата обучения. Безусловно, уход детей на онлайн-обучение – это вынужденная мера, продиктованная вопросом безопасности. Но как это отразится на системе образования в стране? Какие факторы могут оттолкнуть нашу систему образования назад? Насколько пессимистичным может быть этот прогноз?
На эти и другие вопросы медиа-порталу Caravan.kzответила отечественный эксперт в сфере международного образования Жазира Дуйсенбекова.
— Прежде всего, разрешите выразить слова соболезнования семьям погибших, выразить слова сочувствия всем раненым, — отметила наша собеседница в начале. — Это не просто трагедия, шок, боль. Мы пережили страшную трагедию, выводы из которой еще предстоит сделать. Говорят: «Большое видится на расстоянии». Должно пройти какое-то время, чтобы трезво оценить то, что произошло.
Когда мы услышали, что будет сформировано новое правительство, многие надеялись, что МОН РК также получит нового руководителя. Но этого не произошло. Причин много. За 30 лет независимости в стране сменилось тринадцать министров, каждый из которых продолжал реформы предыдущего или, наоборот, их отменял и начинал новые. Это порядком надоело. Министр пытался исправить ошибки своих предшественников, но и сам наметил грандиозную реформу, а именно — переход на 12-летнее образование по формуле: 5+5+2. И если он сохранил свою должность, значит, надо готовиться еще одному реформированию системы образования. А новые реформы – это новые финансовые средства, это потоки денег, которые можно направить в определенные русла.
Январская трагедия + омикрон = дистанционка.
Вынужденная мера, или все-таки формула?
Скорее, формула. Во время январских событий стали сразу раздаваться голоса родителей, просивших ввести дистанционное обучение. Родители просто боятся за своих детей.
Но есть и другая формула:
дистанционное обучение = отсутствие знаний.
Даже в Алматы многие педагоги работают через Whatsapp. Zoom не тянет (интернет работает не всегда хорошо), его надо оплачивать. Международное сообщество давно бьет тревогу о качестве дистанционного обучения и о его последствиях. Так, исследователи Eric Hanushek и Ludger Woessmann заявили, что «закрытые школы — это не только меньше новых знаний, но и потеря ранее приобретенных, на которых должно было строиться дальнейшее обучение». Ученые дали прогноз, «что даже если школы прямо сейчас вернутся к уровню 2019 года, будущие выпускники потеряют примерно 3% дохода, а учащиеся из неблагополучных семей столкнутся с еще более серьезными последствиями» («The Economic Impacts of Learning Losses», 10.09.2020 г.).
Третья четверть – самая большая и по продолжительности (10 недель), и по объему знаний. Уход на дистанционное образование на весь период третьей четверти считаю большой потерей.
— Прошлый год был крайне непростым для системы образования в частности, как и для многих других областей жизни и деятельности в целом. Но можно ли считать, что на фоне текущей обстановки сфере предстоит столкнуться с еще более сложным периодом?
— Начнем с небольшого пояснения. Когда вы говорите «прошлый год», вы имеете в виду 2021 год. Но в системе образования это не работает. В системе образования сейчас идет 2021-2022 учебный год. То есть год начинается 1 сентября…
Какова текущая обстановка? Давайте посмотрим, сколько приказов сейчас на открытых НПА. Вот, что мы наблюдаем, если открыть ЦГО (Центральные государственные органы):
Многие учителя возмущены количеством переписанных и пересмотренных приказов МОН РК, они не скрывают своего раздражения по этому поводу:
А вот ответ на это замечание официального представителя МОН на этом же телеграм-канале:
Несколько раздраженный ответ, не правда ли? Сколько восклицательных знаков, обратите внимание… И что значит: «Вы понимаете, как изменилась система образования в условиях ЧП и карантина?!» Нет, не понимаем, объясните, пожалуйста. И далее: «Ни один педагог не остался без зарплаты…!». Такое ощущение, что учителям просто одолжение сделали: заплатили зарплату в условиях ЧП и карантина.
Давайте теперь мы воткнем свои восклицательные знаки… Да, у учителей школ есть и вопросы к МОН РК, и претензии. Например, в 2020 году все учителя переписали свои поурочные планы по приказу №130, но с 19 сентября 2021 года им пришлось опять переписать свои поурочные планы уже по приказу № 472! На обсуждении опять Приказ «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 18 марта 2008 года № 125 «Об утверждении Типовых правил проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего образования». Приказ о введении изменений в Приказ! Оценивание менялось сколько раз? Два? Три? Посмотрите скриншоты ЦГО от 19.01.22 г.! МОН РК – 377 Приказов! Сравните с другими министерствами и другими центральными госорганами. Только МОН РК так изощряется! Такое количество Приказов об изменении Приказов говорит только об одном: педагогическое сообщество все сильнее загоняют в рамки. Учитель шага ступить не может по своему усмотрению, ведь завтра спросят: а какому Приказу этот шаг соответствует?
— Можно ли на данный момент выделить какие-то факторы, которые могут оттолкнуть казахстанское образование назад? Здесь невольно вспоминается, что в прошлом году Казахстан занял 62-е место из 93 по качеству образования в мире, уступив Кыргызстану…
— Одним из таких факторов как раз и является перевод школ на дистанционное обучение. Безусловно, это откат назад. Спасибо, что вы постоянно опираетесь на определенные факты. И одним из таких фактов является именно этот рейтинг. Да, в прошлом году Республика Казахстан продемонстрировала 62-е место в названном рейтинге. Полное название данного рейтинга «Индекс качества системы образования». Он оценивает государственную систему образования, готовность студентов учиться в вузах, финансирование университетов, количество высших образовательных учреждений в различных мировых рейтингах. Казахстанские ВУЗы в этих рейтингах редкое явление. Сможет ли выпускник казахстанского ВУЗа устроиться на работу за рубежом? Скорее всего, нет.Выпускники и на родине часто не могут найти работу по специальности. Наверное, только у нас в стране официанты имеют диплом юриста, а таксисты — диплом экономиста. При всей привлекательности по заработной плате профессии учителя мы имеем дефицит педагогов, особенно в Алматы и в Нур-Султане. Есть еще один факт, доказывающий, что наша система образования «буксует». Об этом свидетельствует Глобальный рейтинг стран по достижению ЦУР (целей устойчивого развития) по данным за 2021 год. И в 2020, и в 2021 году ЦУР №4 (качественное образование) находится в полной стагнации.
— Сложившаяся ситуация показала, что стране просто жизненно необходимо принятие ряда реформ. Чем в первую очередь обусловлена важность реформирования в системе образования? С какими из уже озвученных тезисов вы согласны, а на какие следует еще обратить внимание?
— В первую очередь реформирование в системе образования обусловлено провалом так называемого ОСО (обновлённого содержания образования), инициированного НИШ. Соглашусь со всеми озвученными в ваших вопросах тезисами. Замечу, реформы важны, они необходимы, но строиться они должны на научных исследованиях, причем не только международных, но и отечественных. Пора нашему министерству вспомнить, что оно называется министерством образования и науки. А это не только курирование ВУЗов, это развитие фундаментальной и прикладной наук, — подытожила Жазира Дуйсенбекова.