-11.1 C
Алматы
Пятница, 24 января 2025
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Общество

    «Алматинцы душевные, а эти мародеры — наш позор!» Как среди хаоса жизни спасали

    Общая беда сплотила всех алматинцев. На фоне хаоса, который творился в последние дни, сотни людей без сна и отдыха пытаются помочь тем, кто пострадал от рук бандитов. Этот репортаж не про мрак, он про свет и надежду. Потому что, пока есть такие люди, еще не все потеряно. Алматинцы и правда особенные. О них этот материал.

    «За эту неделю мы получили годовую норму запросов»

    С волонтером-поисковиком Куанышем мы созваниваемся вечером. «Сегодня мы нашли паренька 13 лет. Ушел из дома первого января. Мы уже и не думали, что найдем его живым в такой обстановке. Когда находишь человека живым, это дает силы работать дальше!» — радостно делится с нами новостью Куаныш.

    Полноценно поговорить нам не удается, рабочий день у нашего собеседника в самом разгаре. И только ближе к ночи у него появляется свободная минутка. 

    «Каждый волонтер по-разному приходил в нашу команду LIDER.KZ, — рассказывает Куаныш. — Мы занимаемся поиском людей, а еще развозим продукты, медикаменты тем, кто в них нуждается.

    Когда я сюда пришел, у меня был принцип — помогать. Ведь родиться человеком — чудо, а остаться — это труд. Я искал себе такую организацию и хотел быть именно поисковиком. Они постоянно в поле — 24 часа в стуки, в снег, дождь, слякоть, туман, по горам, болотам. 

    В эти дни приоритет мы отдавали пожилым людям, несовершеннолетним и дезориентированным. Работа продолжалась днем и ночью, телефон разрывался. 

    За эту неделю мы получили годовую норму запросов. Самое сложное — непонимание масштаба ситуации. Когда к вам обращается столько людей, физически не успеваешь отработать всех. Все на нервах, очень напряженно работали, но молодцы, никто не сломался». 

    Фото предоставлено Дильмирой Блац

    Координирует работу волонтеров в LIDER.KZ Дильмира Блац.

    «Есть уже счастливые истории, — рассказывает Дильмира. — Например, мы нашли пропавшего мужчину, который даже был не в курсе последних событий. Его родственники живут в России, и они потеряли с ним связь. Друзья молодцы, помогали с поиском. А недавно мне позвонил врач из наркологического центра и сообщил, что этот человек с первого января находится у них. 

    К сожалению, в списке найденных есть погибшие. Например, 35-летний военный, он сгорел. Его личность смогли определить только по жетону. Еще нашли в колодце пожилого мужчину. Возможно, человеку стало плохо, он упал, а его потом туда скинули». 

    Фото: elements.envato.com

    «В эти дни был нормальный человеческий порыв чем-то помочь»

    Следующая наша собеседница — алматинка Ольга Зорина. В эти дни она одна из тех, кто сдал кровь для нуждающихся. 

    «Донором впервые я стала по необходимости, очень сильно болела мама, и легче было самой сдавать кровь, чем просить кого-то. Потом, когда в социальных сетях стали появляться просьбы о сдаче крови, просто какой-то импульс появлялся, я шла и сдавала.

    Дальше мне стали иногда звонить из центра крови, возможно, потому, что у меня первая группа с положительным резус-фактором, она многим подходит.

    Но это не значит, что я такая хорошая, это, наверное, просто зов сердца. И потом это еще и очень полезная для здоровья процедура, хотя и требующая ответственной подготовки накануне и небольшого отдыха после нее.

    В эти дни просто был нормальный человеческий порыв чем-то помочь тем, кто ранен после случившихся в Алматы событий. Никогда в жизни не писала об этом и не делала постов, а в этот раз просто захотела привлечь внимание людей к тому, что быть донором не страшно, а важно и даже полезно».

    А эта информация для тех, кто хочет получить бесплатно психологическую помощь в эти дни. Детали нам рассказала психоаналитик Светлана Куаныш

    Фото предоставлено Светланой Куаныш

    «Наша команда психоаналитиков, психологов от имени Психоаналитической ассоциации сейчас набирает и бесплатно проводит терапевтические группы в связи с прошедшими событиями.

    Мы хотим помочь пострадавшим, тем, кто потерял своих близких, всем людям, которые пережили ужас, паническую атаку, кому-то было просто страшно за себя и своих близких. Все оказались в экстремальной ситуации, люди поневоле чувствовали страх за себя и других. С нашей стороны это помощь всем казахстанцам.

    Подобное мы проводили в пандемию. Это временные акции. Сейчас мы работаем онлайн в разных городах, участники со всего Казахстана. В Актобе, Таразе, Караганде, Алматы, Нур-Султане на этой неделе мы уже начали работу».

    Фото: Алихан Сариев

    «Хлеба в городе не было вообще» 

    Мы разговариваем с Саидой Таукелевой, она волонтер общественного объединения «Я алматинец». Вместе с другими ребятами Саида организовывает поставки горячей еды медикам, сотрудникам полиции, спасателям, военным. В этом им помогают их давние партнеры, в частности, Саида упоминает Клуб рестораторов. 

    «Для нас это не первое ЧП. Мы сразу мобилизуемся. В нашей команде свыше 170 человек, все они взрослые, самодостаточные люди. В этот раз мы мобилизовали 17 бригад, это только мужчины, с машинами, спортсмены либо бывшие сотрудники правоохранительных органов, крепкие ребята, которые понимают, на что они идут и какие последствия могут быть».

    Первое, с чем столкнулись волонтеры, — это отсутствие хлеба. 

    «Мы позвонили Дастану, он из компании Toimart, все объяснили. А он просто сказал: «Сколько нужно, приезжайте, забирайте». Мы загрузили все это в машины и отвезли. Хлеба в городе на тот момент не было вообще. А у нас детские дома, центр реабилитации, врачи…»

    Волонтеры загружают хлеб. Видео предоставлено Саидой Таукелевой 

    «Нашим рестораторам угрожали расправой»

    «Наши волонтеры также довозили врачей до дома, больниц. У кого-то была плановая операция, в роддомах продолжали рожать, да и сердце могло прихватить у любого.

    Потом ребята шли охранять детские объекты, там не было поначалу надлежащей охраны. Речь идет о реабилитационных центрах, лагерях, куда приехали дети со всей республики еще до нового года. Реабилитация длится долго, многие здесь находятся без родителей.

    Объекты приходилось охранять, несмотря на комендантский час, и мы об этом никому не говорили, потому что если бы эта информация дошла до бандитов, то локация была бы в опасности. Плюс мы не афишировали свои передвижения по городу, это было опасно.

    В первые два дня нашим рестораторам, которые кормили военных на блокпостах, звонили и угрожали расправой. Это было неоднократно на протяжении двух дней. Они говорили: «Ты кормишь военных, а мы новая власть, и мы за тобой придем». Вот такие «приветы» прилетали нашим волонтерам». 

    Рестораторы готовят еду. Видео предоставлено Саидой Таукелевой 

    Не хватало лекарств и бензина

    «Еще сообщили, что солдаты, которые охраняют аэропорт, все простуженные. Военный врач позвонил одному из волонтеров, сказал, что у них нет лекарств. Необходимые препараты отвезли в аэропорт. А там дети. Стоит юный, худющий, ну ребенок же. Сколько ему там? 21? Вся его экипировка весит больше, чем он сам.

    Наши девушки возили военным носки на блокпосты. Смотришь на этих ребят, и какой-то материнский инстинкт просыпается, хочется обнять, покормить, поблагодарить.

    С бензином была проблема. Я ребятам в Compass звоню, говорю, у нас бензина нет. Они нам быстро залили из каких-то своих остатков. Потом я набралась смелости и написала бывшему министру энергетики Магзуму Мирзагалиеву, он же алматинец, мы с ним учились в одной школе. Я говорю: «Выручайте». А он: «Что случилось, чем могу помочь?» В результате он помог нам, и наши волонтеры смогли ездить. Там же за день столько локаций набирается».

    Фото: Алихан Сариев

    Алматинцы — какие они?

    — Саида, были моменты в эти дни, когда было по-настоящему страшно?

    — Такие моменты были у всех. Мы же все родителям не говорим. Моя мама порой только из моих интервью о каких-то вещах узнает. Но у нас один лозунг: «Кто, если не я».

    К тому же мы даем хороший толчок для акимата. Потому что когда они видят нашу работу, то начинают двигаться. Ведь если наверху заметят работу общественников и не увидят работу акимата, это говорит о несостоятельности работы акимата.

    Ощущения, которые мы испытываем в эти дни, схожи с теми, что мы испытывали, когда произошли события в городе Арысь. Это риск для жизни, мы не знали, где и что взорвется.

    — Чем алматинцы отличаются от других, как вы думаете?

    — Все говорят, что алматинцы особенные, мы везде ищем верх и низ, и сравниваем другие города с Алматы. Нам, жителям, везде хочется видеть Алматы. Это связано с людьми, потому что алматинцы отличаются человечностью. У нас улыбаются, здороваются, равнодушных тут нет. Если кто-то заблудится, ему обязательно подскажут.

    Ты всегда хочешь сюда вернуться, потому что у этого города есть душа и он ни с каким другим городом не сравнится. Это фонтаны, Тулебаева, арыки, соседи, старые дворы…

    «Алматинцы, конечно же, особенные, — добавляет Ольга Зорина. — И каждый видит их шарм и секрет по-своему. Но самое главное, что в их сердцах много доброты, это чувствуют даже те, кто навещает Алматы бегло.

    Всегда открытые душой и общительные, теплые и воспитанные. А эти внезапные мародеры — наш позор, но это тема отдельная, и нам над ней еще много предстоит работать».

    Источник: Tengrinews.kz

    Похожие записи

    В ДУМК прокомментировали скандал с имамом и суицидом в Алматинской области

    Новые правила смягчения карантинных мер издала главный санврач Казахстана

    Фариза

    Мужчину задержали за поджог сухостоя в Алматинской области

    Оставить комментарий

    14 − 12 =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.