Все страны мира имеют доступ к одинаковым ценам на нефть на международных рынках. При этом ценообразование бензина в каждом государстве связано с его политикой субсидирования, налогообложения и договорами по доступу к сырью по дисконтированным ценам, передает Qazweek.kz со ссылкой на Zakon.kz.
Средняя цена на бензин Аи-95 на декабрь 2021 года в Казахстане в среднем составляет 210 тенге за литр. В мире этот показатель держится на уровне 528 тенге за литр.
Самые низкие цены в мире на бензин в Венесуэле, Иране, Сирии, Анголе, Алжире, Кувейте и Нигерии. Из постсоветских стран в десятку стран с самым дешевым бензином входит Туркменистан. Казахстану политика регулирования отрасли позволяет занять девятую строчку в этом рейтинге.
Светлые виды топлива составляют в среднем 5-7% себестоимости конечной продукции. В Казахстане наблюдается ситуация, при которой цена на готовый обработанный продукт приблизительно равна рыночной цене на сырье.
Средняя цена за баррель бензина на конец ноября в Казахстане составила 71,8 доллара США, тогда как за этот же период цена за баррель нефти марки Брент составила 71,4 доллара США.
Фото: globalpetrolprices.com
Фото: quote.rbc.ru
Такой уровень цен на АЗС в первую очередь возможен за счет договорных обязательств ряда нефтедобывающих компаний поставлять до 65% всего добытого сырья на внутренний рынок по дисконтированным ценам. Это позволяет обеспечивать местные НПЗ сырьем по цене в среднем до 45% ниже биржевой стоимости.
С одной стороны, от такого регулирования потребительский рынок получает значительную выгоду за счет низких цен, с другой – приводит к низкой инвестиционной привлекательности отрасли, сокращает возможности по формированию капитала для технологического развития, освоения новых месторождений и экспансии рынков.
Второй значительный фактор, повлиявший на формирование цен на бензин в Казахстане, это модернизация отечественных НПЗ. Она позволила удовлетворить потребности внутреннего рынка и отойти от покрытия дефицита за счет относительно дорогого импортного бензина.
По оценкам экспертов, новый дефицит на отечественное топливо и выход на максимальные производственные мощности основных НПЗ прогнозируется в ближайшие 5-7 лет. Вместе с тем модернизацию нефтеперерабатывающих заводов провели за счет заемных средств в иностранной валюте, поэтому объем обязательств и конечные цены зависят от волатильности курса валюты.
Вместе с тем более низкие цены провоцируют «серый» вывоз топлива в соседние страны – Россию, Кыргызстан и Узбекистан, несмотря на действующие ограничения по экспорту. Этот дисбаланс отражается в сезонном дефиците топлива.
Мировые и региональные интеграционные процессы также будут оказывать значительное влияние на выравнивание с общерыночными ценами. Так, к 2025 году страны Евразийского экономического союза переходят на единый рынок нефти и нефтепродуктов, что в свою очередь отразится на ценниках казахстанских АЗС.