Лидера незарегистрированной Демократической партии Казахстана (ДПК) Жанболата Мамая допрашивают по делу о распространении фейка о кредитной амнистии.
«Мамай Жанболат Мамайұлы, (…) в соответствии с требованиями статьи 208 УПК РК, вам необходимо явиться 15 декабря в 15.00 в кабинет №503 здания следственного управления ДП Алматы, расположенного по адресу: Алматы, улица Масанчи 55, для участия в допросе в качестве свидетеля, имеющего право на защиту, по уголовному делу №217500031001075 по пункту 3 части 2 статьи 274 (распространение заведомо ложной информации) УК РК», — говорится в повестке, полученной Мамаем накануне.
По мнению Мамая, это связано с требованиями о кредитной амнистии.
«Последние три дня за мной ведется интенсивная слежка. Мы сейчас приехали, на шести машинах нас сопровождали. Последние три дня пять-шесть машин ездят за мной. Микрорайон, где я живу, полностью находится в оцеплении. И вчера я получил по WhatsApp повестку по части 2 статьи 274, то есть, распространение недостоверной информации. Я так полагаю, это связано с нашими требованиями о кредитной амнистии народу Казахстана. Полтора года мы уже ведем эту работу. Последние полтора месяца мы ходим в агентство по регулированию финансового рынка, проводим различные акции, мероприятия. Я думаю, это связано с тем, что в последнее время требования кредитной амнистии набирают обороты, сотни человек приходят к этому зданию. Сегодня я прочитал, что Абылкасымова заявила, что за этот период было подано уже 18 тыс. заявок по кредитной амнистии, по реструктуризации долга населения», — сказал Мамай перед началом допроса.
Он подчеркнул, что ни он, ни его соратники не имеют никакого отношения к фейковой рассылке о списании кредитов всем, кто придет к агентству по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР).
«В последнюю неделю была WhatsApp-рассылка. Некая женщина отправляла голосовое сообщение в чаты, группы, что если вы приедете в АРРФР, все кредиты будут списаны. Я думаю, что это определенная провокация была. Возможно, эта провокация была устроена самой властью, чтобы тем самым возбудить уголовное дело против меня. Потому что я лично и никто из нашего окружения, кто активно ходит в АРРФР, кто активно требует кредитную амнистию, такого заявления не распространяли. Это невозможно. Мы знаем законы, мы знаем, когда и что объявлено. Другое дело, мы говорили, что те люди, которые активно приходили в АРРФР, им действительно кому-то списали кредиты, кому-то реструктуризировали, кому-то сделали график, кому-то открыли счета. Определенные подвижки в этом направлении действительно есть, мы об этом говорили. Но мы не говорили, что приходите, и всем будут списывать. Я думаю, что это была провокация самой власти и теперь возбуждают уголовное дело против меня за распространение недостоверной информации. Это связано не только с кредитной амнистией, я считаю, что это связано в первую очередь с нашей политической активностью, с 16 декабря, потому что завтра мы должны были быть на площади, почтить память жертв декабрьских событий, жертв Жанаозенских событий», — предположил политик.
По его словам, целью этих действий может быть его арест.
«Это уже второе уголовное дело против меня за последний месяц. Было уже одно административное дело, несколько гражданских судов я уже прошел. Я думаю, что власть, рутинизируя эти судебные процессы, пытается либо выдавить меня из страны, либо посадить надолго в тюрьму. Может быть, сегодня я уже буду задержан», — сказал Мамай.
В свою очередь его адвокат Жанар Балгабаева подчеркнула, что нет никаких оснований устанавливать за политиком слежку или задерживать его.
«Нет оснований задерживать. Если нет оснований, то непонятно, зачем все это делается. Я предлагала вызывать полицию и говорить, что эти машины преследуют. Но тут тоже очень сложно доказать, что они преследуют, потому что они близко не подходят. Возможно, наверное, было вокруг этого создать ажиотаж и пригласить должностных лиц для того, чтобы выяснить, почему преследуют Жанболата Мамая, если по первой SMS он приезжает. Для чего это нужно? Видимо, «работу работают», — сказала она.
Спустя почти три часа после начала допроса соратники Мамая начали скандировать лозунги «Свободу Жанболату» и «Жанболат не преступник» и попытались пройти в помещение проходной приемной для граждан. Через непродолжительное время их попросили освободить помещение и выставили у дверей бойцов СОБР.
На момент написания этого материала допрос еще не завершен, Мамай и Балгабаева находятся в департаменте полиции, соратники политика продолжают его ждать на улице уже пятый час.
О том, что его вызвали на допрос Мамай сообщил накануне.
Напомним, 9 декабря к зданию в Алматы, где расположены офисы Казахстанского центра межбанских расчетов Национально банка и АРРФР, пришли десятки людей. Они собрались после того, как посредством мобильных мессенджеров началась рассылка сообщений о том, что в Казахстане якобы началось списание кредитов. У забора здания были даже установлены палатки. В самом АРРФР заявили о ложности информации о кредитной амнистии. 10 декабря полиция заявила о начале досудебного расследования по факту распространения фейковой информации.