Власти Алматы заявили о необходимости повысить плату за проезд в общественном транспорте. Об этом на брифинге сообщил заместитель акима города Серик Кусаинов, передает Qazweek.kz со ссылкой на Tengrinews.kz.
По его словам, в Алматы на сегодня есть 151 городской маршрут. Из них ровно половину обслуживает коммунальный автопарк «Алматыэлектротранс». Другую часть маршрутов передали 20 частным компаниям. Кусаинов отметил, что перевозчики каждый раз на встречах поднимают вопрос увеличения тарифов.
«Мы не говорим о том, что завтра собираемся повышать тариф. Мы говорим о самой проблеме. Повышение тарифа необходимо. Сейчас он стоит 80 тенге. Если мы будем рассматривать вопрос повышения, то будем рассматривать вместе с общественностью, жителями города. Вопрос очень болезненный и очень актуальный. Потому что перевозчики первый вопрос мне задают о том, когда мы повысим тарифы.
Поэтому поднятие тарифа не задача, но это необходимость, которую мы будем рассматривать. В зависимости от ситуации мы, я думаю, весной следующего года подойдем к этому вопросу после публичных обсуждений. В одностороннем порядке повышения не будет», — сказал Кусаинов.
Он отметил, что до сегодняшнего дня никогда не поднимался вопрос субсидий и дотаций, которые платит акимат города перевозчикам.
«Мы обратили на это внимание в начале этого года, когда увидели количество денег, которое мы выплачиваем. На сегодня это порядка 40 миллиардов тенге в год. Это самый большой страновой показатель: ни один регион и вся страна вместе взятые не используют такое количество дотаций, как мы даем здесь, в Алматы, перевозчикам. Поэтому встал вопрос, что бюджет города не может справиться с таким объемом денег, который мы должны дотировать», — добавил заместитель акима.
Кусаинов сказал, что, по ожидаемым оценкам, акимат в будущем должен будет выплачивать более 60-70 миллиардов тенге дотаций в год.
«Этого мы себе позволить не можем. Поэтому мы начали разбираться и вникли в процесс экономики. Мы увидели, что принцип расчетов в дотациях нас не устраивает. Эти были сделаны десятки лет назад. Наверное, в то время это было незаметно, возможно, экономика это позволяла. Но сейчас, когда мы считаем каждую копейку и пытаемся заниматься экономией и внимательно считать свои доходы и расходы, то обратили внимание, что расходы по дотациям огромные. Ведь на 60-70 миллиардов можно десятки школ построить или купить новые автобусы.
Поэтому мы направили письмо в Министерство индустрии и инфраструктурного развития, что в принципах расчетов дотаций имеются вопросы. Мы выразили свое несогласие и работаем в этом направлении, чтобы пересмотреть данные расчеты», — подытожил Серик Кусаинов.
В Алматы на сегодня курсирует более 2400 единиц общественного транспорта. Из них 515 газовых автобусов, 196 троллейбусов, 15 электрических автобусов и 1715 автобусов на дизеле. В текущем и следующем годах «Алматыэлектротранс» планирует закуп 300 газовых автобусов. Кроме того, частным инвестором рассматривается вопрос строительства в 2022 году нового автобусного парка с закупом до 200 газовых автобусов на обслуживание городских маршрутов с увеличением до 2025 года до 500 подвижных единиц. Также в 2022 году планируется достроить в индустриальной зоне Алатауского района автобусный парк.
После завершения работ по пробивке проспекта Абая в Наурызбайском районе будут организованы новые маршруты, которые помогут снизить нагрузку на транспортную систему и разгрузить часть уже имеющихся городских маршрутов.