Казахстан и ряд других стран прорабатывают коллективное обращение к Китаю, сообщил заместитель премьер-министра – министр иностранных дел РК Мухтар Тлеуберди, передает Qazweek.kz со ссылкой на КазТАГ.
«В течение 2020-2021 годов на переговорах с китайской стороной на всех уровнях казахстанской стороной поднимался вопрос восстановления пропускной способности пунктов пропуска РК-КНР. (…) В настоящее время посольством РК в КНР совместно с диппредставительствами соседних с КНР стран прорабатывается возможность коллективного обращения к руководству МИД КНР и других ведомств Китая с целью скорейшего возобновления грузоперевозок», — сообщил Тлеуберди, отвечая на запрос депутата мажилиса от фракции «Ақ жол» Дании Еспаевой.
По словам главы внешнеполитического ведомства, «МИД на постоянной основе оказывает содействие казахстанским компаниям по доставке в Казахстан застрявшего в Китае груза».
Напомним, 22 сентября депутат мажилиса Дания Еспаева на пленарном заседании палаты выразила обеспокоенность простоем контейнеров на границе с Китаем и убытками в Т170 млрд. По ее словам, «все эти издержки можно было бы отнести в целом на ситуацию с пандемией и связанным с этим ограничением транзита, но парадокс заключается в том, что транзит с Китая ограничен именно для Казахстана». Как отметила депутат, «несмотря на то, что приостановлены железнодорожные рейсы в Казахстан, в то же время, из того же Китая через Казахстан, но в Европу – транзит открыт». Более того, добавила парламентарий, «грузопоток по железной дороге из Китая в Европу значительно растет».
25 сентября в министерстве индустрии и инфраструктурного развития заявили, что ситуация на границе с Китаем находится на контроле правительства Казахстана, однако уже 29 сентября стало известно о введении с 1 октября запрета на прием всех грузов, кроме контейнеров, в направлении КНР через погранпереход Достык-Алашанькоу.
2 октября КазТАГ привел ответ главы МИД Казахстана Мухтара Тлеуберди, в котором он перечислил основные причины проблем. Также он сообщил, что объем жд-грузоперевозок из Казахстана в Китай упал на 10%, а из КНР в РК – вырос на 27%. Кроме того, министр иностранных дел проинформировал, что 4,2 тыс. контейнеров застряли на границе Казахстана и Китая, а в очереди стоят 4 тыс. грузовиков.