В Жамбылской области после долгого молчания заговорили военные и прокуроры. Они рассказали о бегстве из части и потерях при взрывах в Байзакском районе, передает Qazweek.kz со ссылкой на КТК.
В регионе простились еще с тремя пожарными, личности которых установили только после генетической экспертизы. Между тем медики шестые сутки борются за жизни еще двух пострадавших, у них серьезные ожоги тела.
Выжившие пожарные вспоминают: их никто не предупредил о грядущей опасности. Но военные оправдываться не торопятся. И только сегодня те, кто там был, решились рассказать о пережитом.
«То, что я помню, как пожарные расчеты части, так и ЧС, вот первую заправку они всю израсходовали и поехали за вторым заходом на дозаправку. Вот это я вот помню, дальше взрыв, стояли в одном месте, докладывали о том, что, может быть, такие последствия никто не ожидал», — говорит начальник управления инженерных войск управления командующего войсками регионального командования «Юг» Бахытбек Тажибаев.
Во время интервью многие плохо слышат и просят повторить вопрос. Но все как один твердят: они никуда не убегали.
Старший лейтенант Нурболат Курал, оказывается, отвел взвод восемнадцатилетних ребят-срочников на безопасное расстояние. А после вернулся спасать сослуживцев.
«Что смогли, мы все сделали: старались спасти больше, кого не смогли спасти… так получилось. Мы старались изо всех сил. Такая ситуация была. После взрыва я сознание не потерял: дым кругом, ничего не видно, лег на землю, смотрел – люди лежат, кто-то стонет, кто-то непонятно себя ведет, контузило. Кто рядом был, мы на огни от машин поползли. Там ров был, оттуда уже людей самых тяжелых к машинам и в скорую», — вспоминает замкомандира мотострелковой роты воинской части 42062 Нурболат Курал.
При взрывах погибли 15 человек, еще один до сих пор считается пропавшим без вести. Из погибших – девять пожарных, трое военных, один сотрудник военизированной охраны части и военный прокурор Арман Капезов. Он, как выяснилось, приехал на пожар с двумя дежурными помощниками. Один от ударной волны получил перелом позвоночника. Но умудрился пройти больше километра с раненым на плече.
«Под плечо этого мужчину взял, потом забор, одежду снял, поставил на колючки, его перетащил, потом мы упали в траншею метра четыре где-то. И все потихоньку-потихоньку дошли до дороги, гражданский автомобиль остановил, полный был он, в машину посадил его, отправил. Потом машины не останавливались все, испуганные люди. И вот, в конце концов, «Нива» военная остановилась и меня… Я как сел в эту машину и сознание уже потерял», — сказал старший прокурор военной прокуратуры Южного региона Нурбек Кушеков.
Стало известно, что в день ЧП, помимо городской больницы, раненых доставляли и в военный госпиталь. Практически у всех тут сотрясение мозга, контузия и лопнувшие перепонки. Есть и те, у кого перебиты ноги и руки.
«31 военнослужащий этой воинской части получил различные травмы, из которых 29 на сегодняшний день продолжают находиться в лечебных заведениях. Ни о каком бегстве здесь речи быть не может, почему – потому что, получается, более одной трети личного состава этой части получили травмы различной степени», — отметил Ораз Кучуков, замкомандующего войсками регионального командования «Юг» по воспитательной и идеологической работе.
С переломами, ушибами и мелкими осколочными ранениями в больнице остаются 24 пожарных. Часть из них обещают выписать в ближайшее время. В реанимации борются за жизнь военного, у него ожоги 80% тела и переломы. Прогнозы, признаются врачи, неутешительные. Еще одного пожарного с ожогами санавиацией отправили в Нур-Султан. А на месте трагедии тем временем работает следственная группа, заключения которой ждет, пожалуй, вся страна.