-11.1 C
Алматы
Понедельник, 23 декабря 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Общество

    Остаться без квартиры и машины в один клик рискуют доверчивые казахстанцы

    Лишиться в один клик недвижимости и автомобиля рискуют доверчивые казахстанцы. Возле ЦОНов снова орудуют так называемые «помогайки». Специалисты бьют тревогу: завладев персональными данными и электронной цифровой подписью, они могут оставить человека буквально без ничего, передает Qazweek.kz со ссылкой на  Kazpravda.kz

    «Жители столицы винят в проблеме сотрудников центров обслуживания населения. Вот такая внушительная очередь в 10 часов утра у одного из столичных ЦОНов. В основном это те, кто пришел, не забронировав заранее очередь. У каждого, несомненно, все очень срочно. Слившись с толпой, неприметные на первый взгляд, стоят и так называемые «помогайки». Совершенно невзначай они интересуются — а за какой услугой пришли мы и любезно предлагают пройти в здание неподалеку. Буквально в метрах ста развернут целый офис по оказанию платных услуг eGov. С сомнительными предпринимателями в Центрах обслуживания населения бороться уже устали», – говорится в сообщении. 

    Говорят, за последний год их стало в разы больше. А из-за нестабильного графика работы ЦОНов люди предпочитают довериться первому встречному, который обещает решить их проблемы. https://www.kazpravda.kz//news/obshchestvo/tsifrovie-ugolki-egov-zarabotali-v-gosorganah-i-trts-nur-sultana?iframe=1

    «У нас по госреестру имеется свыше 700 услуг, из них 90 процентов оказываются в электронном формате. Также каждый гражданин может получить все услуги в электронном формате. Через портал eGov. Мы уже неоднократно всем гражданам сообщали, что не стоит обращаться к «помогайкам». Потому что в первую очередь обращаются люди по ЭЦП. ЭЦП «помогайки» записывают, потом имеют доступ ко всем электронным услугам. Туда входит и продажа автомобилей, продажа недвижимого имущества. Могут даже переоформлять все недвижимое либо движимое имущество», – отметил руководитель Центра обслуживания населения Бауржан Бектурсунов.

    Только вот житель столицы Павел Коханец считает, что сотрудники ЦОНа сами толкают жителей обращаться к предпринимателям, оказывающим услуги eGov на платной основе. Он уверен, что система бронирования очереди недоработана. Сам мужчина еще несколько недель назад поставил бронь, чтобы сегодня прийти переоформить документы. Даже с учётом заранее назначенного времени, попасть внутрь сразу не получилось, пришлось ждать.

    «Подходили «помогайки», предлагают то цифровую подпись, то прописаться. Мы как-то не пользовались, не знаю, посторонним людям доверять тоже опасно. Но я так думаю, что это все из-за того, что запустили вот эти записи. А по факту перезаписаться нельзя. Чтобы сегодня привезти маму, она у меня пенсионерка, я за 1,5-2 недели себе поставил бронь. Но это же бред. Залы пустые. А люди хотят попасть заранее, вот «помогайки» и пользуются этим. Я думаю, всегда найдутся люди, которые менее компетентны в вопросах юридических, которые будут обращаться, и будут пользоваться. Так и будет теряться, утечка документов, утечка данных. Такая халатность граждан к своим персональным данным, возможно, и является причиной участившихся фактов мошенничества. Обладая таким объемом информации, злоумышленникам проще просто втереться в доверие, представившись сотрудником госоргана или, что чаще всего, какого-нибудь банка», – сказал астанчанин Павел Коханец.

    «Люди-помогаторы попросят, может, ваше удостоверение, чтобы помочь вам получить какую-то услугу, может, какие-то еще личные данные. Они тоже могут собирать ваши персональные данные. Если вам нужно зарегистрироваться через телеграмм в очередь в ЦОНе, там спрашивают ИИН, и если вы не захотите разбираться сами, вы обратитесь к такому человеку. Этот человек может скопировать, сфотографировать его, потом попытаться получить какой-нибудь кредит онлайн, что-нибудь подобное. После обращения к таким предприимчивым гражданам могут ждать и другие «сюрпризы». Например, ситуация, когда в квартире вдруг оказываются прописанными абсолютно незнакомые вам люди», – дополнил эксперт по кибербезопасности ЦАРКА Иван Филько.

    Бауржан Бектурсунов, руководитель Центра обслуживания населения: «Могут взять все данные и в дальнейшем с этим ЭЦП, возможно, пропишут и других людей без их ведома. А потом выясняется, что лишние люди прописаны».

    В ЦОНе отметили, что решать вопрос с «помогайками» в компетенцию сотрудников не входит. Более того, как обычные граждане, они имеют полное право пребывать на территории учреждения. А проблемой с приставанием к людям в общественных местах должны заниматься правоохранители.

    К слову, этот факт попадает под статью Кодекса «Об административных правонарушениях». Правда, в департаменте полиции комментировать ситуацию отказались, а в МВД попросили официальный запрос, который редакция канала уже отправила.

    Фото: из открытых источников

    Похожие записи

    «Продавцы лукавят» — Министр заявил, что товарооборот между Китаем и Казахстаном не приостанавливали

    Пять медалей привезли казахстанские школьники с международной олимпиады по физике

    Токаев сделал заявление о карантине

    Фариза

    Оставить комментарий

    шестнадцать − 11 =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.