Кенжетай Нурболов – сын риелтора Нурайым Алданиш, которая проходит фигурантом дела о земельных участках, где разбился авиалайнер Bek Air, сообщил о том, что владельцем земли является жена полковника военной полиции, передает Qazweek.kz со ссылкой на КазТАГ.
«Мою маму обвиняют в незаконной продаже земли, на которой произошло крушение самолета Bek Air 27 января 2019 года. На сегодняшний день мою маму задерживают под предлогом ее отказа от ознакомления с материалами по уголовному делу, но все было наоборот – моя мама еле получила доступ к материалам этого дела после большого количества жалоб, и сейчас она полностью ознакомлена со всем уголовным делом. Настоящим владельцем земли является женщина с фамилией Окасова, она – жена полковника военной полиции. Но даже после всех этих факторов, они не дают моей маме разрешение на лечение, будто им мало того, что ее задерживают без оснований на протяжении года и она болеет уже второй месяц. Они хотят спасти жену полковника Окасова, которая является настоящим владельцем земли, от уголовной ответственности и посадить вместо нее мою мать, оказывая на нее давление», — сказал Нурболов в своем видеообращении.
По его словам, владелец земли собственнолично оформлял все документы и на заявлениях об одобрении стоят фотографии владельца земли. Как заявил сын Алданиш, экспертиза доказала, что каждая подпись на документах – оригинал.
«Так как мне всего 15 лет, я не могу помочь моей маме, поэтому я прошу помощи всех, у кого есть хоть какая-то власть, а также у верховного судьи Жакыла Асанова, главного прокурора Гизата Нурдаулетова. Также я прошу президента страны Касым-Жомарта Токаева помочь защитить конституционные права моей мамы», — обратился Нурболов.
Напомним, 27 декабря 2019 года в 7.22 самолет Fokker-100 авиакомпании Bek Air, летевший из Алматы в Нур-Султан (рейс №Z2100), при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением.
Самолет дважды задел хвостовой частью взлетную полосу. Всего на борту было 93 пассажира, среди них три младенца, пятеро – члены экипажа. В авиакатастрофе погибли 12 человек, в числе которых – журналист интернет-портала Informburo.kz Дана Круглова и председатель совета генералов Казахстана Рустем Кайдаров. Также тогда погиб командир воздушного судна Марат Муратбаев, а 28 января 2020 года умер второй пилот – Миржан Мулдакулов. В результате проверок, начатых после авиакатастрофы, многочисленные нарушения нашли как в авиакомпании Bek Air, так и в сфере земельных отношений на прилегающей к аэропорту Алматы территории. Основной версией причины крушения самолета названо обледенение.
27 декабря президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе совещания с премьер-министром Аскаром Маминым, генеральным прокурором Гизатом Нурдаулетовым, министром внутренних дел Ерланом Туругмбаевым и министром здравоохранения Елжаном Биртановым о ситуации по авиакатастрофе и принимаемых мерах дал поручение Генеральной прокуратуре и Министерству внутренних дел изучить вопрос законности частной застройки в непосредственной близости от границы международного аэропорта Алматы.
28 декабря известный казахстанский юрист Бакытжан Базарбек сообщил, что земельные участки площадью в 150 га в районе между селами Гульдала и Альмерек Талгарского района, где произошло крушение самолета, были землями сельскохозяйственного назначения и находились в частной собственности женщины по имени Б. Он уточнил, что земля близко расположена к взлетно-посадочной полосе (всего 300-400 м, на запретной 3 км. зоне), и на ней запрещается не только строительство жилых строений, но и в связи с орошаемостью – занятие некоторыми видами сельскохозяйственной деятельности, связанными с животноводством, так как это может привлекать птиц, которые могут оказаться помехой для самолетов. Юрист рассказал о многочисленных махинациях, в которых фигурируют и местные чиновники. В интервью агентству КазТАГ он сообщил, что на него после публикации постов о махинациях начало оказываться давление.
10 января 2020 года МИА КазТАГ со ссылкой на пресс-службу управления земельных отношений Алматинской области сообщило, что законность возведения дома у аэропорта Алматы изучит рабочая группа в регионе.
16 января выяснилось, что строительство дома у аэропорта Алматы, в который врезался самолет Bek Air, не согласовывали с отделом архитектуры и градостроительства Талгарского района.
2 апреля в антикоррупционной службе сообщили, что бывших акимов и ряд чиновников подозревают в махинациях с землей близ аэропорта Алматы.
24 июня стало известно, что в Талгаре начался суд по делу о махинациях с землей в районе крушения самолета Fokker-100 авиакомпании Bek Air под Алматы.
3 августа в суде по делу о продаже земельных участков у аэропорта Алматы адвокаты заявили отвод всему составу суда. Адвокаты тогда заявили о давлении на риелтора Нурайым Алданиш за то, что она не признает вину. В числе нарушений, на которые указывает ее защита, также то, что ей даже не дали ознакомиться с материалами дела, по которому ее подвергли уголовному преследованию. Ранее на ситуацию вокруг ее уголовного преследования обратили внимание в мажилисе – так, депутат Дания Еспаева, в частности, приводя случай Алданиш в качестве примера, заявила, что арест как меру пресечения в Казахстане используют для психологического давления. Так, 28 января стало известно, что в Талгарском районном суде на процессе Алданиш стало плохо, но судья запрещал вызывать ей скорую помощь.
10 апреля родственники погибшего пилота Марата Муратбаева сообщили, что при расследовании крушения самолета были скрыты важные факты.