Главный санврач Алматы хотел взыскать 90 млн тенге с поставщиков, но суд ему отказал, потому что на явные дефекты стоило обратить внимание при приёме товара.
Что случилось. Руководитель департамента санитарно-эпидемиологического контроля (ДСЭК) по Алматы Жандарбек Бекшин показал общественникам некачественные средства индивидуальной защиты (СИЗы), которые до его назначения в мае 2020 года закупил департамент. На это потратили 90 млн тенге из республиканского бюджета.
Жандарбек Бекшин показал более 7000 СИЗов, которые хранятся на складах департамента. В прямом эфире всё это транслировал член специальной мониторинговой группы при Антикоррупционной службе Рафаэль Гасанов.
https://www.facebook.com/plugins/video.php?height=476&href=https%3A%2F%2Fwww.facebook.com%2F100009110344943%2Fvideos%2F2854560414857609%2F&show_text=false&width=267
«Опасно их применять. На глаз видно, что здесь поры. Здесь не только грязь и краска – вирус пройдёт. Я передал материалы в Антикоррупционную службу. Проведены независимые экспертизы, но суды не поддерживают. Одна инстанция без оснований отклонила. Никто не хочет заниматься этим делом. Я не могу послать врача и эпидемиолога сейчас в таких СИЗах. Документы тоже не соответствуют: без печати, без нотариального заверения копии. Тут невооружённым глазом виден подлог», – пояснил Жандарбек Бекшин.
Жандарбек Бекшин показал респираторные маски, костюмы и очки. Стоимость каждого костюма, по его словам, 7500 тенге.
«Маски от пыли, а не от вируса. Костюмы не должны воду пропускать. А очки с дырками», – описывает содержимое склада Бекшин.
Как покупали некачественные СИЗы. Закупку провели в мае 2020 года, когда исполняющей обязанности руководителя была действующая замруководителя ДСЭК Асель Калыкова. Она тоже появилась в трансляции из департамента и отрицала свою причастность к некачественной закупке.
«Я не понимаю, при чём тут я. Был сертификат, когда проводили госзакупку. Бухгалтера спросите. Я не принимала их, не входило это в мои обязанности. Кто принимал, тот принимал. Будучи должностным лицом, который руководил и всем департаментом, и районными управлениями, я ещё буду СИЗы принимать? Это не входило в мои функциональные обязанности, так же как и сейчас у Жандарбека Мухтаровича», – сказала Асель Калыкова.
Далее состоялся диалог между Жандарбеком Бекшиным (ЖБ) и Асель Калыковой (АК).
ЖБ: Можно ли сейчас использовать эти СИЗы?
АК: Почему бы и нет, если на бессимптомников ходить, почему нельзя, Жандарбек Мухтарович?
ЖБ: Это же покупали для очагов.
АК: Жандарбек Мухтарович, если у нас сейчас некоторые сотрудники ходят просто в халатах, почему нет?
ЖБ: Потому что закупили такие СИЗы.
АК: А медработники как ходят в таких СИЗах?
ЖБ: Вы дайте тогда поручение, чтобы в очаги ходили в таких СИЗах. Вы сможете дать личное поручение?
АК: Я и сама в них ходила, и вы в таких ходили.
ЖБ: Я не ходил, у меня свои СИЗы были.
АК: Когда проводилась закупка, были сертификаты, они соответствовали полностью. А то что Жандарбек Мухтарович потом предоставляет аудит, какое-то заключение со стороны лабораторий… Они не имеют права проводить исследования.
ЖБ: Это по заключению Антикоррупционной службы.
АК: Есть заключение, сертификаты на эти костюмы. Не было оснований отказать. Это было бы уже коррупционной составляющей с моей стороны, если бы при наличии всех документов, мы бы не принимали. Это было в суде доказано, и уже отказ департамент получил, и частник получил. Документы, иск неправильно были оформлены. В чём претензии?
Рафаэль Гасанов: Почему столько СИЗов лежит на складах?
АК: Часть из них только лежит – 7000. Часть уже в районах, давно использованы. Маски использовали (о масках для глаз на фото выше. – Авт.). Сейчас они без них ходят.
Член СМГ Нурлан Жазылбеков: Это же как строительные маски!
АК: Я не принимала, Жандарбек Мухтарович, я не принимала! Принимал тот, кто принимал. В суд департамент подал и проиграл. В чём претензии? Такое ощущение, что Жандарбек Мухтарович всего этого не видел. Я не видела, потому что я была одна. Вы меня хоть расстреляйте. Есть должностные лица, которые принимали, почему ко мне претензии? Не видела. А увидела, когда Жандарбек Мухтарович поднял шум. Медики работали, но не санслужбы. Из-за этих костюмов ни одного заражения среди сотрудников санслужбы не было.
ЖБ: Если вы так считаете, вы можете дать поручение, чтобы они их использовали?
АК: Вы приостановили, вы и давайте.
БК: Вы же эпидемиолог…
АК: Они и были использованы. Приходил заведующий особо опасного отдела, приходил мой коллега – другой зам, они говорили, что эти костюмы ничем не отличаются от тех, которые используют в других регионах. 5000 уже были использованы, ни одного случая заражения. Сейчас этих костюмов нет, они пользуются многоразовыми. Сейчас пошло заражение. Лучше бы их раздали, чем без ничего ходить.
Затем Жандарбек Бекшин стал показывать общественникам тендерные документы. По ним видно, что СИЗы принимала Асель Калыкова: на бумаге стоит её подпись.
«Невооружённым глазом видно! Как я увидел, сразу забил тревогу», – сказал Жандарбек Бекшин.
Контролирующие органы отказываются проверять закупку СИЗов в Алматы. Алматинский врач и активист Каиргали Конеев неоднократно в 2020 и 2021 году заявлял, что ДСЭК приобрёл некачественные СИЗы.
«СИЗы были куплены поддельные. Они не то что воздух, воду полностью пропускают. Они даже в момент надевания рвутся. Купило их руководство ДСЭК . При организации самого тендера, его незаконно на два лота разделили: на 60 и 30 млн. Это, скорее всего, чтобы их подставные компании участвовали. А когда узнали, что эксперты всё подтвердили про поддельные СИЗы, руководство ДСЭК подало на поставщика в суд. Естественно, ни Антикоррупционная служба, ни Департамент внутреннего аудита не могут вмешаться. Чем дольше будут суды, тем выгоднее им», – сказал он.
По словам Конеева, Комитет внутреннего государственного аудита Минфина РК наотрез отказался проверять ДСЭК Алматы.
«В первый раз якобы из-за суда не могли вмешаться. Я говорю: организация госзакупок не является предметом рассмотрения в суде, вы обязаны рассмотреть. Во второй раз сказали, что у поставщика не было столько СИЗов, поэтому решили разделить на два лота. Должно быть несколько нулевых розыгрышей, но несостоявшегося тендера не было. Идёт нарушение. Их прикрывают Антикоррупционная служба, Минфин, прокуратура. В итоге медработники, врачи заражаются и умирают. Государство выделяет баснословные деньги, а эти коррупционеры съели эти деньги», – высказал своё мнение Каиргали Конеев.
Санврачи заразились из-за некачественных СИЗов, утверждаетКаиргали Конеев. Но руководство ДСЭК этого не признаёт.
«70 врачей СЭС заразились в этих костюмах. Люди в июне работали, а за июль-август 70 человек заболели. Они же не заразились у себя на кухне. В заключении написали, что не из-за СИЗов заразились, хотя инкубационный период совпадает», – добавил он.
Это начало противостояние в ДСЭК, заявила общественный деятель, председатель общественного объединения инвалидов «Подранки (Шарасыздар)» Галия Тобатаева. Она отметила, что экспертиза изделий медназначения проводится Национальным центром экспертизы лекарственных средств и изделий медицинского назначения (НЦЭЛС) Минздрава, который является экспертной организацией в этой сфере. При этом подача заявки и документов заявителем осуществляется в электронном виде в информационной системе государственной экспертной организации.
«Если изделия медицинского назначения не соответствует каким либо характеристикам, почему глава этого уполномоченного органа не обратился в НЦЭЛС? Ведь оценку качества этих изделий проводят именно они», – задалась вопросом общественница.
Она пояснила, что экспертная организация оформляет и регистрирует в инфосистеме сертификат соответствия. Такой сертификат выдают в электронном виде.
«Этот сертификат есть в системе, с какой целью они требуют оригинал? О каких светокопиях документов идёт речь? Бекшин стуканул на своих же спецов в Антикор, активно с ними сотрудничая, причём демонстративно, судя по этому прямому эфиру. Сам справиться не может с ними? Даётся мне, что в этой ситуации не всё так просто, и эти действия будут восприниматься, как начало противостояния, и вероятно, у него будет продолжение», – считает Галия Тобатаева.
Почему суд отказал в иске ДСЭК. Департамент Бекшина подал сразу несколько исков с требованиями вернуть деньги, заменить товар поставщиков (ТОО «SDT-Partners» и ТОО «Аль-медиа групп»). Но по всем искам алматинская санитарно-эпидемиологическая служба проиграла.
В одном из решений суда первой инстанции сказано, что 29 мая 2020 года ДСЭК Алматы заключил договор с ТОО «SDT-Partners» о поставке одноразовых противочумных мужских костюмов из прорезиненной ткани в количестве 8000 комплектов на сумму 60 млн тенге. В тот же день СЭС приняла товар без замечаний, а 2 и 10 июня 2020 года перечислила деньги за СИЗы.
Но спустя несколько месяцев, 11 сентября 2020 года ДСЭК Алматы обратился к поставщику с требованием заменить СИЗы «ввиду обнаружения факта поставки некачественного товара». При этом уже 4928 костюмов были использованы.
Суд первой инстанции поясняет, что ДСЭК обнаружил факт некачественного изделия 11 сентября. По закону госорган должен был обратиться с иском в течение месяца, то есть до 11 октября. Но иск подали только 27 ноября.
Кроме того, в заключении специалиста о качестве СИЗов сказано, что лишь одно из 18 указанных замечаний к товару можно было выявить путём лабораторного исследования, а остальные имеют явный характер и могли быть выявлены уже при приёме товара.
«Иными словами, истец должен был узнать о несоответствии поставленного по договору товара в момент его приёма – 29 мая 2020 года», – отмечено в решении суда первой инстанции Алматы.
Почему это важно знать. Сегодняшняя история в ДСЭК, где ищут крайнего в ситуации с покупкой некачественных масок и костюмов, – лишь часть большой проблемы. На борьбу с пандемией Казахстан тратит немалые деньги, при этом во многих регионах, в том числе и в Алматы, уже идут досудебные расследования по фактам хищений средств, выделенных на эту борьбу. Президент Касым-Жомарт Токаев 1 апреля заявил, что в отдельных регионах наблюдается низкое качество закупаемых для медиков средств индивидуальной защиты. Такая ситуация вызывает тревогу, учитывая опыт прошлого года, когда из-за массовых заражений медработников ломалась вся система здравоохранения: врачей не хватало, а больницы были переполнены.
Источник: Informburo.kz