Первый заместитель председателя партии «Nur Otan» Бауыржан Байбек в интервью блогеру Танирбергену Бердонгарову ответил на обвинения активиста Жанболата Мамая о манипуляциях с тендерами по покупке автобусов, передаче «Алматыэлектотранса» частной компании и уничтожении трамваев на должности акима Алматы, передает Qazweek.kz со ссылкой на Azattyq Rýhy.
Активист Жанболат Мамай обвиняет Бауыржан Байбек в махинациях с тендерами по закупу автобусов из Китая. В ответ на обвинения первый зампред партии сообщил, что акимат Алматы не проводил тендер.
«В соответствии с законом все тендера свыше 4 млрд проводит единый централизованный закупщик, то есть, Министерство финансов. Этот конкурс проводил Комитет госзакупок Министерства финансов. Никакого отношения к этому конкурсу Алматы не имел. Акимат Алматы никак не мог повлиять на этот конкурс», – рассказал Бауыржан Байбек.
Жанболат Мамай также считает его причастным к махинациям с шымкентской компанией «Green bus», которой в доверительное управление передали убыточное коммунальное предприятие «Алматыэлектротранс».
«Когда я пришел, у нас была компания «Алматыэлектротранс». Она была в убытках – 700 млн. Тогда мы начали анализировать. Где у нас в Казахстане есть на рынке работающая компания, которая более-менее управляет транспортом? Это была компания «Green bus» в городе Шымкент. Их пригласили, проводили переговоры и они согласились на то, что в первый год 1,5 млрд инвестируют, погасят долги и будут управлять. Она начала управлять, пришло качество, мы внедрили «Оңай», но постепенно мы начали другие компании приводить, инвестировать и создавать систему.
Позже у частной компании возникли проблемы. Кстати, тот суд, о котором рассказывает Жанболат Мамай, был не в Алматы, он был в Шымкенте. И, как известно, еще за полгода или год мы расторгли контракт с этой компанией. Была четкая, понятная, системная стратегия. Вся транспортная сфера была раньше в тени. Это была теневая экономика. Водители не получали ни налоги, ни пенсионки. И говорили, что все предприятия работают в убыток. Но когда мы путем жестких реформ сделали, объем рынка легализованный стал 24 млрд тенге. И, по сути, за четыре года 80% автопарка обновилось. Мы создали рыночную транспортную систему. И алматинцы это увидели. За 4 года была проведена просто колоссальная работа. Алматинцы сейчас оценивают, я это слышу», – отметил он.
Транспортная реформа охватила также и трамваи. Бауыржан Байбек рассказал, что в 90-ые годы в Алматы ходило 159 трамваев, а в 2015 – уже 17 трамваев, их которых на ходу было лишь 7. После череды громких и серьезных аварий, проверки специалистов было решено отказаться от этого вида общественного транспорта.
«Я приехал сюда в город Нур-Султан, встреча с министерством, как обычно. Приезжаю в 8 вечера, мне присылают ссылку: «Трамвай слетает с рельсов», ломает 15 автомобилей, 5 человек получили увечья, благо, никто не пострадал, и никто не погиб. Естественно, шум, возмущения. Ну что я должен делать? Ждать, пока кто-то погибнет? Естественно, приостановил. Потом транспортная прокуратура проверила и дала официальное заключение: надо приостанавливать деятельность. Причем, эти 7 трамваев сходили с рельсов, как я узнал, 43 раза в течение года. Это каждый трамвай по 3 раза слетал», – продолжил он.
Российские эксперты тогда провели анализ и пришли к заключение, что на восстановление только рельсов потребуется 16 миллиардов тенге.
«Из бюджета города 16 миллиардов плюс еще надо рельсы все менять, а еще покупать трамваи. Ну какое я должен был решение принять? Естественно, мы приняли решение демонтировать трамваи. Плюс надо сказать, что был проект ЛРТ – легкорельсовый транспорт, его европейцы разработали. Но надо сказать, слова ЛРТ боятся все, возможно, поэтому этот проект сегодня не продолжили, а надо было сделать», – пояснил Бауыржан Байбек.
По его словам, проект уже был запущен: ЕБРР провел международный тендер, на который подали заявки крупные компании из Японии, Испании, Франции, России, Китая и Турции.
«На второй этап прошли 4 компании, но этот проект приостановился. То есть, у нас было понимание, что ЛРТ же уже начали делать, до меня было принято решение. Уже альтернатива этому трамваю была – современный трамвай, это не те шумящие старые советские трамваи, они бесшумные, они экологичные, они ходят среди людей.
И на самом-то деле, я как алматинец прекрасно знал этот город. Наверное, когда ты в этом городе вырос, ты его любишь, ты его знаешь и ты принимаешь решения, учитывая историческую перспективу. Вот господин Мамай за свою жизнь какое ответственное решение принял? Он что-нибудь хотя бы сделал хорошее в этой жизни, кроме как выводить людей на митинги?», – заключил он.