В рамках II Нобелевского фестиваля руководители крупнейших международных организации и школ обсудили будущее обучения в постковидный период, оценили то, как меняется роль учителей в современном мире и обозначили барьеры, с которыми столкнулась система образования, передает Qazweek.kz со ссылкой на ИА «NewTimes.kz».
Говоря о преградах в развитии инклюзивного образования, глава ЮНИСЕФ в Казахстане Артур ван Дизен процитировал публикацию Всемирного банка, в которой указывается, что 6 из 10 казахстанских школьников являются функционально безграмотными, и добавил, что пандемия ведет только к увеличению этой пропорции.
«Да, они могут читать и писать. Да, они могут перечислить столицы мира или назвать самые важные даты в истории страны. Но умение использовать эти навыки в повседневной жизни это намного сложнее», – считает он.
К слову, функциональная грамотность – это уровень знаний и навыков, который позволяет эффективно строить коммуникации, исполнять задачи в повседневной жизни в координации с окружающими, а также дает возможность анализировать информацию и применять ее в письме и речи.
Автор данной публикации – постоянный представитель Всемирного банка в РК Жан-Франсуа Марто высказался, что тенденция понижения функциональной грамотности говорит о недостаточной вовлеченности учеников в процесс обучения, что может быть признаком стагнации системы образования. По словам Жана-Франсуа Марто, это проблема не только в Казахстане, она проявляется во многих странах мира и усугубляется из-за пандемии.
«Люди не готовились и не изучали тот шок, с которым мы столкнулись. Если мы посмотрим на то, как ситуация ухудшилась во всем мире, потери в образовании в Казахстане сопоставимы со многими странами мира. Системы образования большинства стран оказались не готовы к такому шоку. Я из Франции и знаю, что во Франции процент людей, потерявших связь с системой образования, выше, чем в Казахстане. Нельзя сказать, что Казахстан справился хуже других стран», – отметил он.
Тем не менее, по словам руководителя Всемирного банка в Казахстане, принять курс на восстановление и провести оценку потерь станет возможно только после пандемии.
«Если вы посмотрите на примеры по всему миру, то действительно, как только вы стабилизируете ситуацию, вы сможете встать на путь восстановления. Что действительно важно на этом этапе – когда именно мы вернемся к нормальной жизни. Следующий учебный год будет иметь решающее значение, чтобы вернуть как можно больше людей к нормальному уровню образования», – дополнил участник сессии.
Спикер также отметил важность симбиоза подходов в образовании. По его мнению, «лучший подход – использовать онлайн-обучение в дополнение к офлайн-обучению, что даст оптимальный результат».
Участники образовательных дискуссий Нобелевского фестиваля также отметили, что системам образования во многих странах не хватает разнообразия подходов и практики в реальных условиях, что еще сильнее усугубляется пандемией и онлайн-обучением. Решением является скорейшая перезагрузка систем образования, которая, однако, невозможна без сокращения неравенства – как в получаемых знаниях, так и в жизненных навыках выпускников.
Жан-Франсуа Марто также поддерживает, что система образования нуждается в трансформации.
«Для этого нам нужно проводить больше времени со студентами и задействовать большее количество учителей», – добавил он.
Представитель Всемирного банка считает, что для преодоления неравенства, трансформация требуется и в подходе к распределению ресурсов в образовании.
«В Казахстане очень много отлично подготовленных выпускников, но если вы посмотрите на ресурсы, которые вкладываются в этих учеников – иногда это в 6-7 раз больше, чем то, что дается другим», – высказался Жан-Франсуа Марто.
Также он сообщил, что помимо перераспределения необходимы и комплексные меры, в первую очередь распространение опыта менеджмента лучших казахстанских школ во всех учебных заведениях.
«Делая это, мы можем вывести других учеников на этот уровень. Отчасти требуется больше ресурсов, отчасти необходимо переосмыслить сочетание онлайн и офлайн обучения, чтобы предоставить больший доступ к онлайн-контенту для людей из наиболее неблагополучных районов Казахстана и направить большее количество учителей к ученикам, которые в них нуждаются. МОН РК уже предприняло определенные меры: выросли зарплаты, профессия учителя стала более привлекательной. Однако Казахстан не тратит и не тратил на свою систему образования столько, сколько потратили другие страны. Финансирование необходимо увеличить. В прошлом году был большой рост, но это произошло из-за пандемии и использования всех возможных средств, чтобы донести знания. Необходимо продолжать инвестировать и совершенствовать способы обучения», – резюмировал он.
Председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова также поделилась своим видением того, как сократить данный разрыв и поднять уровень среднего образования в Казахстане.
По словам Куляш Шамшидиновой, школам необходимо адаптироваться к новой образовательной программе, чтобы быть готовыми к предстоящим трансформациям.
Положительные результаты руководитель НИШ объясняет тем, что с момента открытия была проведена большая работа с учителями, детьми и родителями. Преподаватели регулярно проходят интенсивные курсы подготовки, перед детьми ставятся прикладные задачи.
«Ребенок должен уметь использовать полученные знания, поэтому мы стимулируем самостоятельное обучение и работу в инженерных лабораториях. Получил знания по математике, химии или физике – прояви себя на деле. Это закрепляет умения учеников», – говорит она о проделанной работе.
Куляш Шамшидинова подчернула важность систем внешнего мониторинга, которые позволяют взглянуть на ситуацию объективно и своевременно заметить негативные тенденции в качестве обучения.