В Туркестане открыли «Керуен сарай». Этот комплекс стал знаменитым задолго до завершения строительства — все гадали, что же за дворец возведут в древнем городе страны за 88,5 млрд тенге.
Корреспондент Orda.kz в качестве путешественника отправилась в Туркестан, чтобы увидеть, как изменился город и убедиться, что здесь все готово для приема туристов.
Трасса из Шымкент в Туркестан протяженностью 250 км построена недавно, но кочки и рытвины такие, словно дорога из древности. Но как бы не трясло в дорогое — доехать можно.
Туркестан за 10 лет действительно изменился. Здесь выросли целые жилые кварталы и появились высотные здания. Но не это главное, ведь все, кто сюда приезжают, первым делом отправляются в мавзолей Кожа Ахмета Яссауи — святыню всего тюркского народа. Раньше мавзолей был виден издалека, а сейчас его словно отгородили от лишних взглядов. Появилась и новая реликвия — рукотворная «Венеция».
Дорогу до Караван сарая приводила в порядок, то есть занималась озеленением вокруг и вдоль неё, компания Bazis-A. Уложены газоны, но местные климат и почва не приняли традиционный вариант городского благоустройства. Трава местами высохла, а где-то прижилась. Местный народ в очередной раз проявил смекалку — там, где траве было совсем невмоготу, они просто зеленой пеной «подретушировали» газон.
А еще видно, что дизайнеры здесь всерьез занимались ландшафтным дизайном — экспериментировали как могли. Например, эти ели, наверняка неспроста их посадили под таким наклоном? Скорее всего, это поможет саженцам легче перенести сорокаградусную жару. Красота обошлась казне, как сообщали СМИ, в 1,4 миллиарда тенге.
Еще одна местная достопримечательность, на которую тоже денег не жалели — Парк Первого Президента. Bazis-A взялась за объект с громким названием за 13,5 млрд тенге. Пока здесь есть входная арка и несколько деревьев. Когда закончатся работы — пока не ясно.
Впрочем, в Туркестане очень много незавершенных объектов и стройка идет полным ходом. А уж если кто поверил, что здесь все готово к приему гостей и приехал, несмотря на грохот и пыль, все-таки пытаются пробраться в разрекламированные раньше срока места — например, в местную «Венецию».
По дороге к комплексу «Караван сарай», получившего название «Венеция», трудно не остановиться у некоторых объектов, но понять в чем исторический смысл и красота этих строений сложно.
Сложилось впечатление, что в Туркестане строят как-то некачественно и наспех, чтобы понять это, не нужно быть экспертом в области строительства — все ошибки видно невооруженным взглядом. Очевидно, что эти «дорожные коврики» развалятся до конца лета. Значит, в следующем году из госбюджета на ремонт еще потребуются миллионы.
В центре «Караван сарая» проложен канал под названием «Венеция». С обеих сторон — сплошные дворцы. Вместо царских палат — будущие торговые точки. На нескольких участках водоканала установлены подвесные мосты. Красиво, но запах… Говорят, вода в канале протухла через два дня после открытия. Скорее всего, не продумана система фильтрации — уже сейчас в воде плавает мусор.
Стоимость проекта — 87 млрд тенге, сообщили в БРК. Из этой суммы на ТОО «Turkistan Silk Way Harbor» приходится 47 млрд тенге (54% от общей стоимости проекта). Участие БРК — 40 млрд тенге, из них 30 млрд тенге — это средства, привлеченные банком на местном рынке, остальные 10 млрд тенге — бюджетный кредит.
На водной глади «Венеции» одна лодка. Остальные пока на берегу. Лодок будет больше, но кто согласится на прогулку в противогазе, ведь летом из-за жары запах, скорее всего, будет острее?
В регионе работают люди разных национальностей. С прессой с удовольствием общаются приезжие турки. Рассказывают, что в бригаде было 30 человек, сейчас 15 рабочих уехали в Турцию, оставшиеся занимаются отделкой. Мехмед заметил, что казахи на объекте тоже работают — строят дороги и сажают зелень. По его словам, зарплата у граждан Турции — 1300 долларов США. У местных рабочих есть свое объяснение, почему на работу с такой зарплатой не могут устроиться казахстанцы.
— Турецкая компания предлагает каждому рабочему по 800 тенге в час. А наши «посредники» забирают 200 тенге и отдают только 600 тенге в час. Поэтому никто и не идет.
Туристы стремятся увидеть дворец Топкапы в Стамбуле, музей Ататюрка в Анкаре, Эйфелеву башню во Франции, часы Бигбен в Англии и даже исторические достопримечательности в Самарканде Узбекистана. Туристы приезжают и в Туркестан, чтобы увидеть мавзолей Кожа Ахмета Яссауи. Но сложно будет кого-то удивить дурно пахнущей «Венецией».
Сколько из государственной казны получили компании, отстраивающие новый Туркестан:
BI Group
- декоративные работы административных зданий — 26,8 млрд тенге;
- бульвар возле здания акимата — 1,36 млрд тенге;
- озеленение площади «Нур-Султан», установка фонтанов — 3,95 млрд тенге;
- строительство медиацентра — 5 млрд тенге;
- строительство стадиона «Туркестан-Арена» — 12,6 млрд тенге;
- комплекс «Ұлы дала елі» — 6,4 млрд тенге;
- драмтеатр — 7,75 млрд тенге.
Bazis-А
- парк Первого Президента — 13,5 млрд тенге;
- городской парк — 1,1 млрд тенге;
- озеленение историко-культурной зоны — 1,4 млрд тенге;
- комплекс «Керуен сарай» — 88,5 млрд тенге.