Этническая казашка из Синьцзяна Фарида Кабылбек, около двух месяцев пикетировавшая консульство Китая в Алматы, добилась возвращения своего мужа Рахыжана Зейноллы в страну, передает Qazweek.kz со ссылкой на «Радио Азаттык».
Алматинка много раз пикетировала консульство Китая, устраивала одиночные пикеты и в Нур-Султане. И 9 апреля она встретила своего мужа в аэропорту Алматы. Борт прибыл из китайского города Чэнду.
Поддержать горожанку пришли около 30 человек. Рахыжана Зейноллу выпустили одним из последних — после выхода всех пассажиров, что вызвало возмущение собравшихся.
«Счастлив, что вернулся на родину. Да здравствует дружба между двумя странами. Ваши родственники скоро выйдут, пока их удерживает вирус. Всех родных скоро отпустят», — сказал Рахыжан.
Мужчина показал, что не хочет отвечать на вопросы, что с ним было в Китае.
Рахыжан Зейнолла выехал в Китай в 2004 году и с тех пор не мог вернуться к семье в Казахстан.
«Муж стал гражданином Казахстана в 2003 году, но документы на руки не получил. Он поехал в Синьцзян с китайскими документами и был там арестован. В 2005 году китайские власти приговорили мужа к 13 годам тюремного заключения как политического преступника по обвинению в шпионаже. Вся его вина заключалась в том, что он помог оформить документы около двадцати молодым людям, желающим получить образование в Казахстане», — рассказывала Фарида изданию в феврале этого года.
По словам женщины, наказание ее муж отбывал в тюрьме в Урумчи, на свободу вышел в 2018 году. Позднее его на год поместили в лагерь политического перевоспитания. Сейчас находится под домашним арестом.
«Его задержали без оснований, приговорили к 13 годам тюрьмы как шпиона, закрыли в тюрьме. Как будто этого было мало, отправили в политический лагерь на полтора года. Что это за ужас! Почему его не отпускают? Пусть Китай вернет его Казахстану!» — заявляла алматинка 8 февраля, стоя с плакатом у консульства Китая в городе.
К слову, Рахыжану Зейнолле сейчас 58 лет. Он занимался мелкой торговлей и, по рассказам родственников, никогда не работал в госорганах.
«Семья не видела Рахыжана Зейноллу 6140 дней. В 2004 году ни в чем не виновного человека посадили в тюрьму по надуманным причинам. Китай не признает геноцида, однако мы считаем, что его выпустили благодаря давлению международных правозащитных организаций и других демократических институтов. Это говорит о том, что санкции против Китая дают результаты», — сказал руководитель незарегистрированной организации «Настоящий Атажурт» Бекзат Максутхан.
Этнические казахи, чьи родственники остались в Китае и не могут покинуть его, около двух месяцев устраивают пикеты у консульства Китая.
Стоит отметить, что в Китае живет около полутора миллионов казахов, они расселены в основном на северо-западе страны, в Синьцзяне. В последние годы казахи вместе с другими тюркоязычными коренными народами подвергаются репрессиям и дискриминации. Часто их обвиняют в шпионаже, сажают в тюрьмы и забирают в политические лагеря, если, к примеру, дома находят Коран.
Китайские власти отвергают обвинения в свой адрес и называют лагеря центрами по переобучению и перевоспитанию, необходимыми для профилактики терроризма и экстремизма.
Сотни переехавших на постоянное место жительства в Казахстан этнических казахов из Китая говорят, что не могут воссоединиться со своими родственниками, оставшимися в Синьцзяне.
По их словам, родственников удерживают под стражей или под домашним арестом, некоторым запрещают выезд из Китая, забирают у них документы, угрожают преследованиями.