-0.1 C
Алматы
Пятница, 22 ноября 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Политика

    Алаш, Кызылжар, Алтайкент – какие города могут переименовать после статьи Токаева

    Вопрос возвращения исторических названий казахстанским городам поднимается уже давно, и президент Касым-Жомарт Токаев в своей статье «Независимость превыше всего» на официальном уровне фактически озвучил пожелания множества казахстанцев.

    Ряд городов в Казахстане переименовали в первые же годы после обретения независимости – Гурьев – в Атырау, Шевченко – в Актау, причем некоторые названия времен Российской Империи и СССР были лишь переиначены на «казахский» лад: например, Усть-Каменогорск – в Оскемен, а Семипалатинск – в Семей.

    Вместе с тем, в ряде случаев дискуссии о необходимости переименования и возвращения исторических названий длятся уже долгие годы, как в случае с Павлодаром и Петропавловском. Так, одна из наиболее активных дискуссий по этому поводу получила развитие еще в 2008 году, когда депутатов, выступивших инициаторами предложения о переименовании Петропавловска в Кызылжар, поддержали не все, а некоторые и вовсе – отнеслись к затее скептически. Некоторые утверждали о необоснованности и глупости такого решения. Позже в 2010 году экс-депутат парламента Жарасбай Сулейменов адресовал запрос о переименовании премьер-министру Казахстана. Несмотря на то, что данное предложение широко обсуждалось общественностью, запрос Сулейменова восприняли за его личную позицию, а противники переименования выступили с утверждениями, что «святые Петр и Павел оберегают город».

    Однако сейчас ситуация изменилась. Выступающих за отказ от «советских» названий стало больше. Например, после территориальных претензий со стороны провластных депутатов государственной думы России требования переименовать Павлодар и Петропавловск участились.

    На севере и в центральных регионах страны есть и множество других населенных пунктов, которым могут вернуть исторические названия или переименовать их в соответствии с историческими названиями местностей, на которых они расположены: Рудный, Лисаковск, Сергеевка, Мамлютка, Булаево, Державинск, Щучинск, Степняк, Степногорск и другие.

    Вместе с тем, переиначивание названий времен Российской Империи на «казахский» лад тоже регулярно подвергается критике. Например, новые названия Семипалатинска и Усть-Каменогорска – Семей и Оскемен – устроили не всех казахстанцев. Сторонники переименования Семея ссылаются на то, что в 1918 году Семипалатинск назвали Алаш – по названию правительства Алаш Орды. Именно поэтому некоторые считают, что город так должен называться и сейчас. Нынешнее же название «Семей» какой-либо смысловой нагрузки, по мнению сторонников переименования, не имеет и лишь является трактовкой старого названия. Также иногда звучат предложения переименовать Оскемен в Алтайкент.

    На востоке страны имеются и другие города, которые в теории могут переименовать – в их числе Серебрянск и Курчатов.

    На западе Казахстана название города Орал тоже подвергалось критике, так как историческим названием административного центра Западно-Казахстанской области считают Жайык. В этом регионе так же остались не переименованные города. Один из них – Форт-Шевченко.

    В 2012 году предлагали переименовать и Жанаозен. Местные аксакалы озвучили это предложение при встрече с акимом Мангистауской области. Идею переименования Жанаозена в Бекет Ату тогда поддержали областной акимат и маслихат, однако результата не последовало. По словам старейшин, нынешнее название города не имеет ни географических, ни политических обоснований – рядом с городом нет каких-либо рек, а название Жанаозен было дано в результате хаотичной исторической последовательности.

    В центральном Казахстане к городам, которые могут переименовать, относятся Сарань, Приозерск и Шахтинск.

    В целом, вопрос ономастики в Казахстане активно обсуждается с первых дней обретения независимости. Примечательно то, что нередко вопросы переименования обсуждаются годами, но есть и отдельные примеры, когда важнейшие решения о переименовании принимаются незамедлительно, причем безо всякого «обсуждения с общественностью».

    Напомним, 5 января Токаев в своей статье «Независимость превыше всего», выразил мнение, что дело возвращения исторических названий на примере Туркестанской области можно продолжить по всему Казахстану.

    До этого – 10 декабря 2020 года депутат государственной думы от партии «Единая Россия» Вячеслав Никонов в эфире государственного российского телеканала заявил, что «Казахстана просто не существовало, северный Казахстан вообще не был заселен».

    «Они существовали, но гораздо южнее. И, собственно, территория Казахстана – это большой подарок со стороны России и Советского Союза», — заявил Никонов в эфире федерального телевидения.

    12 декабря министерство иностранных дел Казахстана передало российскому дипломату ноту в связи с заявлением депутата госдумы. Позже Никонов заявил, что «интересы Казахстана были в полной мере соблюдены при определении границ Казахской ССР», а также выразил «самые теплые чувства в адрес братского народа Казахстана». Председатель комитета по международным отношениям, обороне и безопасности сената парламента Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед, комментируя заявление Никонова, отметил, что слова депутата госдумы «являются политической безответственностью и оскорблением».

    Также стало известно, что в Москве на заборе посольства Казахстана был размещен баннер «Северный Казахстан – русская земля». Инцидент произошел 11 декабря, на следующий день после того, как председатель комитета по образованию и науке государственной думы РФ и ведущий программы «Большая игра» Вячеслав Никонов заявил о том, что Россия якобы подарила территорию Казахстану. Задержанного у здания посольства Казахстана позже отпустили.

    Позже первый зампредседателя думского комитета по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий от лица российской госдумы заявил, что Россия всецело признает суверенитет Казахстана. По его словам, две страны поддерживают прочные дружеские и партнерские связи в разных сферах, поэтому он надеется, что инцидент с высказываниями депутата госдумы Вячеслава Никонова будет улажен. 

    Мажилисмен Бахытбек Смагул тоже высказался по поводу слов Никонова, отметив, что Россия велика, и новые земли ей ни к чему.

    13 декабря стало известно, что плакат «Северный Казахстан ‒ это казахская земля» повесили перед консульством России в Алматы. При этом появились сообщения о том, что вывесивших плакат задержала полиция.

    14 декабря появился фрагмент видео, на котором еще один единоросс – депутат госдумы Евгений Федоров, комментируя слова Никонов, заявил о том, что Россия должна потребовать от Казахстана отдать территорию. Федоров до получения депутатского мандата работал в совете обороны при администрации президента России, занимал пост вице-министра по атомной энергии, является полковником в отставке. По сообщениям российских СМИ, ранее он называл Россию колонией США. Сам Федоров возглавляет так называемое «Народно-освободительное движение», имеющее штабы и в Казахстане. В полиции Нур-Султана ссылку, ведущую на «штаб» НОДа в столице назвали фейковой, однако из ответа комитета национальной безопасности (КНБ) Казахстана агентству КазТАГ следует, что сайт российского НОДа подстраивается под города проживания казахстанцев.

    В это же день доктор исторических наук, российский профессор Виктор Козодой, говоря о территориальных претензиях к Казахстану Никонова и Федорова, поставил под сомнение их компетентность в вопросах истории, отметив, что Казахское ханство было образовано на 15 лет раньше «Русского государства».

    Известный казахстанский политолог Данияр Ашимбаев, комментируя заявления Никонова и Федорова, отметил, что у России не так много союзников, чтобы позволять себе неадекватные высказывания, а знаменитый казахстанский поэт Олжас Сулейменов, говоря о территориальных претензиях к Казахстану, выразил мнение, что казахстанцам нужно уделить больше внимания северным областям страны. Общественный деятель Мурат Ауэзов, комментируя неоднозначные заявления российских политиков, объяснил, почему текущая геополитическая ситуация не позволит создать «новую Российскую Империю». В мажилисе, комментируя заявления Никонова и Федорова, отметили, что официальной реакции и оценки российской стороны так и не последовало. Общественный деятель Амантай Кажы заявления «единороссов» назвал неофашизмом и неоколониализмом. В то же время, известный казахстанский политолог Виктор Ковтуновский, комментируя выступления депутов-единороссов, заявил о том, что молчание казахстанцев «не титульного» происхождения воспринимается как согласие с позицией российских политиков.

    Также 14 декабря также стало известно, что в Нур-Султане автолюбитель погнул шлагбаум посольства России.

    15 декабря КазТАГ сообщил о том, что пять из шести граничащих с Россией регионов Казахстана оказались в аутсайдерах по субвенциям из бюджета.

    16 декабря стало известно о том, что депутат госдумы от Либерально-демократической партии России (ЛДПР) Владимир Жириновский поддержал территориальные претензии к Казахстану со стороны Никонова. В тот же день появились новые высказывания Федорова – в частности, он заявил, что России нужно отдать территорию Казахстана и области Беларуси и Украины.

    17 декабря нападки депутатов госдумы на Казахстан агентству КазТАГ прокомментировал пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

    18 декабря сенатор Ахылбек Куришбаев призвал запретить въезд выступившим против Казахстана депутатам госдумы России.

    19 декабря «Московский комсомолец» (МК) опубликовал аналитический материал о заявлениях депутатов госдумы и реакции казахстанцев. Издание указывает на то, что Никонов и Федоров не политические маргиналы, а члены правящей партии «Единая Россия», а извинившись за их слова, Москва фактически признает неправоту президента России Владимира Путина. Также МК отмечает, что «беспокойство казахов понять можно», так как «на месте Украины может оказаться каждый». В то же время в России началась публикация пропагандистских материалов, в которых, в числе прочего, утверждается, что 74% населения Казахстана якобы является «пророссийской», националисты называются «агрессивными», кроме того, распространяется ряд других утверждений, не соответствующих действительности.

    20 декабря КазТАГ привел мнение известного российского политика, общественного деятеля и журналиста Максима Шевченко, который заявил о том, что в Астрахани и Оренбургской области России казахи являются коренным этносом, а также отметил, что «Великая степь – обитель Родины казахов, тюрок, кочевых народов».

    22 декабря стало известно о новых заявлениях Федорова, который, в числе прочего, заявил, что в России рассматривают народ Казахстана как российский народ, казахов – как часть русского народа, а Казахстан назвал «сепаратистской территорией».

    23 декабря министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди назвал территориальные претензии депутатов госдумы России «бредом сивой кобылы».

    2 января российский историк Дмитрий Верхотуров выразил мнение, что в ситуации, связанной с территориальными претензиями депутатов госдумы к Казахстану есть как историческая, так и политическая сторона, а также рассказал о том, как Россия с пушками захватывала земли у казахов.

    Источник: КазТАГ

    Похожие записи

    Улица Нур-Султан появится в монгольском Улан-Баторе

    Фариза

    Монголия депортировала около 800 граждан КНР. Как их встретили в Китае?

    Токаев: США являются надежным партнером Казахстана

    Фариза

    Оставить комментарий

    10 − девять =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.