-4.1 C
Алматы
Понедельник, 25 ноября 2024
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Политика

    Процент исполнения госуправлением послании президента составляет 20-30%

    1 сентября Президент выступит с очередным посланием к народу. Естественно, все ждут чего ожидать, будет ли оно техническим или будет предполагать кардинальные реформы. Интересно, что второй раз подряд послание будет в сентябре — этот маленький технический нюанс означает существенное облегчение бюджетного планирования и сокращение лишних процедур. Дело в том, что когда президент выступает с посланием за 2-3 месяца до принятия бюджета на следующий год, то у правительства остается достаточно времени, чтобы принять бюджет в установленные сроки и не пересматривать его в ходе исполненя. Если же послание идет в ноябре-феврале, то это означает пересмотр утвержденного бюджета, секвестр одних статей в пользу финансирования новых инициатив. В этот раз послание прозвучит на открытии осенней сессии Парламента, что также органично встраивается в календарь мероприятий, не вызывая необходимости созывать отдельное заседание. Ну и наконец, если 1 сентября установится как единая дата, то это внесет еще больше прогнозируемости процессам внутри системы госуправления.

    В целом, послание обычно содержит месседжи для всех — обычно простому народу адресуются больше социально-экономические инициативы, а для более притязательной публики уже озвучиваются вещи неэкономические. Но, конечно, чем выше ожидания реформ в обществе, тем больше процент тех, кто ждет реформ неэкономического характера. Прошлогоднее послание было блестящим, но, к сожалению, система госуправления давно стала настолько бюрократичной, что неспособна выполнять поручения в послании в установленные сроки, и в последние годы средний процент исполнения поручений без отклонений от формы и содержания составлял 20-30%, а все остальные либо существенно задерживались, откладываясь иногда на следующий год, а иногда по ходу искажались. Скажем, в прошлогоднем послании было поручение проработать механизм использоваеия части пенсионных накоплений на жилье, и предполагалось в начале, что уже к декабрю все решат, но вопрос растянулся до августа, и вроде как решение объявят в новом послании. По сути, перед Президентом стоит задача как улучшить систему госуправления так, чтобы значительно сократить бюрократию, ущерб от которой вполне уже сспоставим с диверсиями военного времени. Если Президент объявит о создании нового госоргана, ответственного за реформы (например, обсуждается тот же АСПиР), и этот госорган будет подчиняться ему напрямую, а не правительству, значит реформам быть. Также люди хотят изменений в судебной системе, МВД и т.д., но посмотрим, что будет в Послании. Иногда бывает так, что в послании заявляется часть мер, а потом по ходу, внутри года, озвучивается продолжение мер.

    Вообще подготовка послания — это отдельная песня. Обычно в ней участвует вся система госуправления, все госорганы, которые еще стараются собрать предложения от подведомственных структур, отраслевых ассоциаций. Как обычно шутят, весь Левый берег участвует в разработке послания :). Но обычно правительственный вариант получается косметическим и существенно дорабатывается Администрацией Президента. Сухим он получается вследствие объективных процессов — правительство не может себя реформировать, а потом предлагаются только вещи, которые не сильно меняют действующую конструкцию. Ну и плюс есть сильные политические игроки, которые, пусть и находятся на должностях, но, в попытке претендовать на премьерский пост, стараются давать свой вариант послания, а значит они свои самые ценные идеи не дают в правительственный вариант. И, наконец, к разработке послания подключаются эксперты разного калибра на разных этапах. Но даже когда потом готов сводный вариант, президент, получая информацию со всех сторон, делая поправку на те или иные обстоятельства, может существенно скорректировать сводный вариант. Либо эта корректировка проходит в несколько этапов. Имея понимание внутренних процессов, могу сказать, что Токаев очень сильно перерабатывает входяший проект послания. Поэтому, даже если известно, какие идеи попали на стол к президенту, естественно, финальный вариант знает только он сам.

    Сейчас в обществе существует запрос на более высокую скорость событий, на обновление системы госуправления как в части людей, так и в части правил игры. Конечно, мы все, и я в том числе, хотим все как можно быстрее. Естественно, у президента свое понимание скорости событий, и надеюсь, что оно будет соответствовать лучшему сценарию для страны. И здесь я обращу внимание на один субъективный аспект — сам стиль управления у президента не предполагает каких-либо интриг, сталкивания подчиненных, соблазна стать арбитром, а вместо выжидания обычно президент сразу берет ответственность на себя, хотя высокая скорость реакции предполагает риск неверных решений. В общем, президент — хоть и дипломат и политик, но в основе своей модели поведения он придерживается человечного отношения. Поэтому то, что он будет идти в нужном направлении, у меня нет сомнений, вопрос лишь в том, насколько его скорость событий будет совпадать с ожиданиями общества и реальными потребностями страны.

    Есть еще один нюанс — если прошлогоднее послание было больше реактивным, то в этом году президент, уже имея реальный опыт управления страной, особенно в столь турбулентное время, скорее всего, даст куда более широкое видение по развитию страны. В общем, будем надеяться, что послание будет очень содержательным, а все поручения будут выполнены в установленные сроки.

    Олжас Худайберген

    https://www.facebook.com/100013736706014/posts/988944304906784/?d=n

    Похожие записи

    Атамбаев о Казахстане: Надо наказывать не протестовавших, а тех, кто довел людей до этого

    Фариза

    Социолог предложил заменить взятки судьям, министрам и акимам бонусами

    Токаев назначил выборы в Сенат

    Фариза

    Оставить комментарий

    19 + 15 =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.