16 C
Алматы
Понедельник, 27 октября 2025
  • Қазақ тілі
  • Русский
  • English
  • Новости

    Каждый третий закрытый на карантин магазин в Казахстане уже не откроется

    О том, как себя сегодня чувствует стрит-ретейл и как переживает затянувшийся карантин, Forbes.kzрассказали партнер юридической компании LZ & Partners Group Ирина Архипова и генеральный директор консалтинговой компании «Tetin» Лев Тетин.

    Как отмечает Тетин, перед пандемией, в 2019, объём инвестиций в первые этажи Нур-Султана показывал рост на 6% и в начале 2020 тренд сохранялся. При правильном выборе помещения и оператора такие коммерческие помещения становились эффективным финансовым инструментом со сроком окупаемости 8-10 лет.

    Лев Тетин

    ФОТО: личный архив Лев Тетин

    — Потребительская активность в 2020 росла и стимулировала активные планы по развитию ряда ретейлеров: сеть одежды и аксессуаров COTTON планировала открыть 10-15 магазинов в столице за год; Magnum запланировал открыть 8-10 новых точек в столице в формате Magnum Express площадью 1500 кв. м каждый; практически у каждой сети были планы по активной экспансии, — перечислил Тетин.

    Однако уже в марте 2020 над казахстанским стрит-ретейлом начали сгущаться тучи из-за введенного режима ЧП и карантина.

    90% ретейла было закрыто в первые 2 месяца карантина. Основной проблемой после открытия для несетевых форматов стал закуп нового товара. Ведь спрос не восстановился, все деньги в товаре, затраты на содержание/выживание идут, а продажа остатков товара не приносит нужной оборотки и доходности. Эффект ножниц: нет нового товара — нет покупателей, нет покупателей — нет денег на новый товар, — объяснил спикер.

    Ирина Архипова

    ФОТО: личный архив Ирина Архипова

     

    Ирина Архипова рассказала: сейчас многие виды деятельности стрит-ретейла находятся на грани закрытия или уже закрылись.

    — Проще перечислить тех, кто ещё продолжает работать: это магазины продовольственных товаров и товаров первой необходимости, аптеки, некоторые востребованные мастерские. Все остальные оказались в очень тяжёлом положении. Бизнес пытается уйти в онлайн, чтобы выжить, — отметила она.

    Положение стрит-ретейла настолько хрупкое, что даже после снятия летнего карантина выживет лишь часть его представителей.

    — Порядка 30% розницы может не открыться после пандемии. У таких бизнесменов не выработаются «антитела» и им не хватит финансового запаса прочности. Из всей розницы стабильно работали только аптеки, продуктовые магазины, банки и зоомагазины. Пандемия стимулировала предпринимателей к активному открытию новых розничных точек в формате «магазин у дома» и аптека. По предварительной информации от ряда крупных банков, их годовые планы по кредитованию юридических лиц уже выполнены на 100%, хотя на дворе лишь начало августа. Активизация операторов розничной торговли продуктами питания и аптек обеспечила до 80-90% банковских займов от общего числа всех кредиторов этого периода. Также отсутствие возможности продать офлайн привело к стимулированию развития сетей в онлайн. Уже 15-20% розницы открыли свои интернет-магазины, — отметил Лев Тетин.

    Также эксперт подчеркнул, что карантин спровоцировал появление в стрит-ретейле новых гибридных форматов: кафе/рестораны с собственной продукцией деликатесов и полуфабрикатов и аптеки с продуктами питания.

    Наиболее популярные сейчас объекты стрит-ретейла- это банки, аптеки, продуктовые магазины.

    — Остальные ретейлеры находятся на грани банкротства или уже покинули рынок: авиакассы, туроператоры, кафе, рестораны, представительства/офисы различных компаний и другие, — рассказывает Тетин.

    Экстремально подешевела и аренда объектов стрит-ретейла во время карантина.

    — Арендные ставки по ряду объектов были снижены на 50, а то и 100% в период карантина из-за отсутствия активного спроса у ретейлеров, оптимизации их операционных расходов и закрытия точек, ряд арендодателей потеряли своих арендаторов. Поэтому собственники помещений готовы снижать ставки до 40-50% для новых арендаторов на период карантина. Причин для роста ставок нет, ближайший прогноз — снижение до 20-30%, — рассказал Тетин.

    Архипова же отметила, что на протяжении последних 5 лет арендные ставки по фактически заключенным договорам аренды снижались.

    — Те, кто не снижал ставки, простаивали без арендаторов. Но сейчас, после затяжного карантина, вообще будет очень сложно найти платежеспособного арендатора, — признала она.

    Особенно в период пандемии пострадали те торговые точки, которые находятся в ТРЦ. По словам Архиповой, в ближайшем будущем роста присутствия бизнеса в ТРЦ не стоит ожидать:

     — Сокращение уже идёт полным ходом. Кто-то пытается уйти из ТРЦ и ТЦ в отдельно стоящие помещения. Но сейчас онлайн-продажи и доставка – самый востребованный формат работы.

    С этим мнением согласен и Тетин, который заявляет, что сейчас бизнес будет активно мигрировать из ТЦ в стрит-формат, однако отмечает, что это касается пока только топовых локаций.

    — Ведь с падением покупательской активности малый бизнес уже не может дотянутся до своего покупателя, как раньше. Параллельно каждый второй ретейлер уже задумался над онлайном, — объяснил он.

    Пандемия продиктовала и новые требования к стрит-формату. Так, по словам Архиповой, после весеннего карантина на рынке наиболее привлекательными стали площади до 100 кв.метров с отдельной входной группой, открытой планировкой и удобной парковкой.

    Тетин согласен с тем, что формат наиболее востребованных площадей изменился в сторону сокращения квадратуры:

    —  Если до карантина ходовая площадь в стрит-ретейле была 80-120 кв. метров, то сегодня это уже 30-60 кв. метров. Оптимизация расходов, пересмотр ассортиментной линейки и поиск новых эффективных форматов повлияли и на сокращение площадей арендуемых помещений.

    Похожие записи

    Токаев направил письмо корейской студентке, изучающей казахский язык

    Фариза

    Миллион долларов за километр. Чиновник объяснил высокую стоимость казахстанских дорог

    Фариза

    Мужчина погиб внутри аппарата МРТ в клинике Тараза

    Оставить комментарий

    восемь − 5 =

    * Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой ваших данных на этом веб-сайте.