Вчера глава государства подписал Закон Республики Казахстан «О порядке организации и проведения мирных собраний в Республике Казахстан», передает Qazweek.kz со ссылкой на Toppress.kz.
Данный документ является одной из ключевых инициатив в президентском пакете политических реформ.
Право на свободу организации мирных собраний и участия в них гарантировано Конституцией Республики Казахстан.
Это право является одним из основополагающих элементов демократического общества.
Законопроекты были широко обсуждены на разных общественных площадках, все заседания рабочих групп в Парламенте проходили открыто и публично с участием представителей НПО, известных и признанных ученых и экспертов.
В результате открытого обсуждения проект закона претерпел концептуальные изменения в стенах Мажилиса и Сената Парламента.
Новшества и преимущества нового закона:
Первое. Внедрение понятийного аппарата.
В законопроекте закреплены понятия: мирное собрание, митинг, пикетирование, собрание, демонстрация, шествие.
Появляются понятия Организатор и Участник мирного собрания.
Второе. Установление обязанностей местных исполнительных органов.
К их компетенции будут относиться:
1) рассмотрение уведомлений и заявлений на соответствие закону и принятие по ним соответствующих решений;
2) назначение своих представителей по каждому мирному собранию для взаимодействия с организаторами;
3) присутствие представителей на каждом мирном собрании;
4) приостановление или прекращение мирных собраний в случаях, предусмотренных Законом.
Государственные органы должны оказывать содействие организаторам по проведению мирных собраний.
Третье. Проведение мирных собраний, за исключением пикетирования, только в специализированных местах.
Маслихаты должны определять специализированные места, их должно быть не менее трех в каждом районе городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областных центров и находиться они должны в центральных частях городов и сел (в Нур-Султане не менее 12 мест, в Алматы не менее 24 – по количеству районов).
Акиматы обязаны размещать в свободном доступе на своих Интернет-ресурсах сведения о всех специализированных местах для проведения мирных собраний, с отображением актуальных данных об их занятости на дату, интересующую организатора.
Четвёртое. Внедрение уведомительного порядка для пикетов, собраний, митингов.
Уведомление не будет требовать ответа от местных исполнительных органов и будет считаться согласованным по умолчанию.
Срок подачи уведомления – за 5 рабочих дней. Срок рассмотрения для МИО — 3 рабочих дня.
Пятое. Введение порядка согласования для демонстраций и шествий.
Демонстрации и шествия проводятся по согласованию с МИО. Сроки направления заявлений в МИО – за 10 рабочих дней, срок его рассмотрения – 7 рабочих дней.
Шестое. Определение требований к уведомлениям и заявлению.
Уведомления и заявления могут быть поданы в письменной и электронной форме посредством электронного портала Правительства. На уведомление не требуется ответ местного исполнительного органа.
Седьмое. Возможность предложения альтернативного места проведения мирного собрания.
Организатор может выразить свое согласие или несогласие с предложенным альтернативным местом. В случае несогласия организатора или отсутствия ответа, МИО выносит решение об отказе в проведении мирного собрания.
Восьмое. Возможность проведения агитации.
Для проведения агитации могут использоваться СМИ, социальные сети, мессенджеры, листовки.
Девятое. Законом устанавливается исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении мирных собраний (10 оснований).
Отказ должен быть мотивированным и обоснованным, то есть должны быть указаны конкретные причины отказа в проведении мирного собрания.
*Сокращения:
НПО — неправительственная организация;
МИО — местный исполнительный орган;
СМИ — средства массовой информации.