Пока президент США вслух размышляет, как заставить Китай «заплатить за пандемию», в Китае — пока полуофициально — размышляют, как заставить Америку или некоторых ее представителей заплатить за… Вот здесь самое интересное: за что именно? Получается, за привычку нагло выдвигать заведомо абсурдные обвинения и требовать с обвиненных деньги.
Речь о замеченной российскими СМИ публикации в англоязычном китайском издании Global Times. В ней говорится, что в Пекине потеряли терпение и начали давать утечки в СМИ о том, что планируют действительно серьезные санкции. Против — пока что — двух организаций и нескольких физических лиц, которые подали на Китай в американские суды.
Известна история с тем, как обе политические силы в США, но прежде всего республиканцы, сконструировали пропагандистское обвинение: вирус — китайский, вырвался из лаборатории, и власти этой страны не информировали мир о его опасности, скрывали факты, что нанесло миру и Америке ущерб. В крайней стадии обострения эта идея выглядит так: Пекин создал этот вирус как оружие против США.
Но в данном случае речь уже не о пропаганде, а о конкретных действиях должностных лиц. Так, генеральный прокурор штата Миссури Эрик Шмитт подал в суд — американский суд — на КНР как государство, требуя компенсации. И он не одиночка, есть еще пять таких исков. В том числе один на 20 триллионов (даже не миллиардов) долларов.
И есть законопроект, уже федеральный, сенатора Линдси Грэма, требующий от Пекина «полного отчета» о том, откуда пошел вирус и как вели себя власти. А если не будет отчета, надо ввести санкции. Одновременно законодатели от нескольких штатов пробивают через федеральный центр другие проекты, расчищающие любые препятствия в законах к тому, чтобы американцы (штаты, компании, личности) предъявляли бы еще сколько угодно таких исков.
Китайская публикация размышляет: как сделать им больно — вместо того, чтобы отделываться гневными декларациями (происходящее «крайне аморально») и прочими символическими жестами. Идеи возникают такие: посмотреть, у кого из инициаторов законопроектов или исков есть родственники, имеющие деловые связи с Китаем. А что касается официальных акций от имени целого штата… но вот для того же Миссури Китай — третий в мире партнер по части экспорта, миссурийских товаров и услуг туда идет соответственно на 1,1 и 0,775 миллиарда долларов. Кроме того, китайские компании инвестировали в этот штат более одного миллиарда долларов, создав 4500 рабочих мест. Есть и обратные инвестиции, а с ними и множество местных предпринимателей, кровно заинтересованных иметь дело с Китаем.
Тут перед нами продолжение разговора, который идет уже третий год, с самого начала торговой войны двух держав. Суть его в том, что «до Трампа» две первые экономики мира слились до такой степени, что разорвать эти связи — значит сделать больно обеим.