Мать умершего в СИЗО политактивиста Дулата Агадила Гульбараш Жолмуханбетова просит президент РК Касым-Жомарта Токаева взять на личный контроль расследование уголовного дела по факту смерти сына, передает Qazweek.kz со ссылкой на КазТАГ.
«Я обращаюсь к президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, председателю Верховного суда Асанову, генеральному прокурору Нурдаулетову. Ночью 24 февраля моего сына Дулата Агадила из дома забрали пять парней. Я написала на этих парней заявление. Фамилии этих парней – Жарас Капаров, Куандык Аппазов, Дархан Баукенов, Хангельды Сейдалы, Сагадиев Алимхан. Мое заявление не было правильно зарегистрировано. Мой адвокат Айман Умарова писала заявление в следственный суд. Это заявление рассмотрел судья Акшабаев, (он решил, что зампрокурора Нур-Султана – КазТАГ) Килымжанов правильно рассматривает дело и вернул (жалобу – КазТАГ). Поэтому я думаю, что в действиях суда и прокурора (нет объективности – КазТАГ) – не верю им. Правильно не рассматривается. Поэтому я прошу у Касым-Жомарта Токаева проследить за справедливым рассмотрением дела моего сына», — говорит Жолмуханбетова в видеообращении на YouTube.
Она обращает внимание, что сын не жаловался на проблемы с сердцем.
«У него есть видео, снятое им самим. На этом видео сказано: «Я водку не пью, не курю, ничего у меня не болит», — обращает внимание мать умершего активиста.
Также Жолмуханбетова ответила на вопросы об эксгумации.
«Я не хочу эксгумации. Это не по-казахски. У сына (Дулата Агадила – КазТАГ) нет переломов. От начала до конца мой старший сын Канат был при экспертизе. Он видел, что переломов нет. Поэтому я ему верю. Сын сказал, что нет (переломов – КазТАГ)», — говорит мама Агадила.
Также она просит, чтобы суд проходил справедливо и открыто.
«Если не будет проходить открыто, я буду вынуждена обратиться в международные правозащитные организации. Мой сын (не член признанной экстремистской и запрещенной на всей территории Казахстана партии «Демократический выбор Казахстана» – КазТАГ) ДВК. Он боролся за правду. Он не имеет никакого отношения к ДВК. Поэтому, Касым-Жомарт Токаев, прошу Вас справедливо решить это дело, Вы возьмите на контроль. Суд (следствие – КазТАГ) идет не справедливо», — резюмирует автор обращения.
В свою очередь адвокат Айман Умарова отметила, что «те обстоятельства, озвученные матерью Дулата Агадила в видеообращении к президенту, соответствуют действительности».
«Действительно, мы считаем, что досудебное расследование проводится необъективно и непрозрачно по уголовному делу, зарегистрированному по факту смерти Агадила. Более того, никаких мер не принимается в отношении полицейских, в том числе сотрудников СИ, причастных к смерти Агадила. (…) Орган, ведущий процесс, не объективно расследует (дело – КазТАГ). Это правда. Она написала заявление на пятерых и вообще на всех других, которые могут быть причастны, за неправомерные действия. Зампрокурора города Нур-Султан Килымжанов его не зарегистрировал в ЕРДР. Зарегистрировал в КУИ и приобщил к материалам уголовного дела по факту смерти. Конечно, мы недовольны этим (решением – КазТАГ) и в связи с чем его обжаловали его. Я обратилась в следственный суд города Нур-Султан, чтобы признать действий прокуратуры, непосредственно Килымжанова, неправомерными, незаконными и об устранении допущенных нарушений. В связи с тем, что прокуратура могла – первое – зарегистрировать заявление в ЕРДР и начать досудебное расследование либо отдельно осуществить проверку заявления и затем зарегистрировать его в ЕРДР. Однако не того, ни это не сделано», — сказала Умарова в пятницу корреспонденту МИА КазТАГ.
Следственный суд Нур-Султан отказал в удовлетворении жалобы Умаровой, посчитал, что действия прокуратуры законны.
«Судья – Акшабаев. Я обжаловала его (постановление – КазТАГ) в апелляционную инстанцию. Сейчас апелляционная инстанция будет рассматривать. Я считаю, что это незаконно. Я считаю, что мы не должны были ходить и доказывать очевидное. Есть вещи, которые ну такие простые и понятные. (…) Параллельно я готовлю другие жалобы, запросы. Больше сказать я ничего не могу. (…) Ее обращение к президенту Токаеву я поддерживаю. Расследование ведется необъективно. Я тоже так считаю», — добавила адвокат.
На вопрос о результатах экспертизы вскрытия тела умершего она ответила, что ничего не может сказать, так как есть подписка о неразглашении.
«Мы недовольны результатами экспертизы – вот это мы можем сказать», — заметила Умарова.
Также она анонсировала обращение, в котором подробно изложит свою позицию.
Напомним, политический активист Дулат Агадил умер в СИЗО в Нур-Султане утром 25 февраля. Полиция утверждает, что он якобы был пьян и умер от острой сердечной недостаточности – данную версию опровергают соратники и друзья активиста, заявляя, что он никогда не пил и не жаловался на здоровье. Также они сообщили, что Агадил, вопреки утверждениям правоохранителей, не уклонялся от явки, а напротив, планировал сходить 25 февраля в полицию с заявлением.
Уполномоченный по правам человека в Казахстана Эльвира Азимова, комментируя инцидент, выразила мнение, что неважно, был Агадил пьян, или нет – по ее мнению, важно, были или нет нарушения при его задержании.
26 февраля прокуратура заявила, что частные судебные эксперты якобы подтвердили изначальную версию о смерти Агадила.
27 февраля госдепартамент США выразил обеспокоенность в связи с гибелью политического активиста Агадила, отмечая, что ожидает полного и тщательного расследования.
Прокуратура, комментируя информацию о синих потемнениях на теле покойного политактивиста, выступила с утверждением о неких «трупных пятнах», которые якобы появляются после смерти на трупах. Однако правозащитники с данной версией не согласны.
26 марта МИА КазТАГ сообщало, что поводом для возбуждения уголовного дела против гражданского активиста Дулата Агадила, который умер в итоге в СИЗО в Нур-Султане, был видеоролик «Освистали судью и прокурора».