Некоторые медики не согласны с группой риска, к которой их отнесли. Другие, не занятые в борьбе с Covid-19, заявили о сокращении зарплат, сообщает Qazweek.kz со ссылкой на informburo.kz.
С марта медработники, занятые в борьбе с Covid-19, получают повышенную зарплату. Однако размер надбавки вызывает немало вопросов. Не все понимают, кому они положены и каков принцип их распределения.
Informburo.kz разбирался, кто из медиков имеет право на получение дополнительных выплат от государства и на каких условиях.
На выплаты медикам выделили 33,8 млрд тенге
29 марта президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев анонсировал пакет финансовой поддержки для медиков, работающих в санитарно-эпидемиологической сфере. На следующий день, 30 марта, на сайте премьер-министра опубликовали информацию, кто может получать эти выплаты в течение трёх месяцев.
Категории группы риска пересмотрели. Окончательный вариант выглядит так:
1. Группа очень высокого риска – врачи, средние и младшие медработники инфекционных стационаров, включая отделения реанимации и других стационаров, определённых для оказания медицинской помощи пациентам с коронавирусом. Размер надбавки не превышает 20-кратной минимальной зарплаты (42 500 х 20 = 850 000 тенге).
2. Группа высокого риска:
- врачи, средние и младшие медработники провизорных стационаров;
- врачи и фельдшеры скорой медицинской помощи, в том числе при амбулаторно-поликлинических организациях;
- врачи и средние медработники санитарной авиации в случае их привлечения.
Размер надбавки не превышает 10-кратной минимальной зарплаты (42 500 х 10 = 425 000 тенге).
3. Группа среднего риска:
- врачи, средние и младшие медработники карантинных стационаров;
- водители бригад скорой медицинской помощи;
- специалисты лабораторий;
- работники санитарно-эпидемиологической службы, непосредственно участвующие в проведении противоэпидемических мероприятий;
- работники приёмных отделений экстренных стационаров и организаций первичной медико-санитарной помощи, определённых к приёму пациентов с ОРВИ, пневмонией и забору биологического материала, связанных с противоэпидемическими мероприятиями;
- члены оперативного штаба по чрезвычайному случаю и территориальных штабов акиматов областей, городов республиканского значения и столицы;
- работники здравоохранения, обеспечивающие карантинный режим на блокпостах.
Размер надбавки не превышает 5-кратной минимальной зарплаты (42 500 х 5 = 212 500 тенге).
На выплаты медработникам на три месяца выделили 33,8 млрд тенге.
Кроме того, предусмотрено страхование здоровья и жизни врачей. В случае заражения коронавирусом они получат из фонда соцстрахования 2 млн тенге, в случае смерти родным выплатят 10 млн тенге.
Размер надбавок зависит от времени, проведённого в опасных условиях
Многие посчитали, что медики, отнесённые к первой категории, получат премию в 850 тысяч тенге, а водители скорой помощи из третьей категории – 212 тысяч тенге. Однако, как оказалось, размер надбавок нефиксированный и зависит от количества часов, проведённых с пациентами с Covid-19 или контактными.
7 апреля на сайте Минздрава появился приказ об утверждении правил назначения выплат.
«Надбавка осуществляется из расчёта за фактически отработанный период, в котором работник был задействован в противоэпидемических мероприятиях в рамках борьбы с коронавирусом, начиная с 1 марта 2020 года, на основании данных учёта рабочего времени работника, но не более месячного баланса рабочего времени», – сказано в приказе Минздрава.
На брифинге в СЦК ответственный секретарь Минздрава Ботагоз Жакселекова заявила, что считает этот подход справедливым.
«Это объективный подход, когда отработавший полный месяц врач-инфекционист получает полную сумму, а его коллега, который присоединился позже, и в этом месяце отработал всего 3-5 дней, получит надбавку пропорционально отработанному периоду. В противном случае это вызвало бы негодование со стороны медработников, которые отработали полный месяц и получили точно такую же надбавку, как их коллега, который отработал 1 или 2 дня», – сказала Ботагоз Жакселекова.
Председатель правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» Айбатыр Жумагулов пояснил, что отработанный период – это не минуты и часы, а рабочие дни.
«Вопрос не в минутах, а в днях. Бывали случаи, когда медработники подключались ближе к концу месяца. В марте, например, была большая нагрузка в столице и Алматы. Конечно, были случаи, когда медработники поднимали вопросы, что они якобы получили меньше. Мы провели расчёты, все жалобы, которые поступали, рассмотрены», – сказал он на брифинге в СЦК.
Время медика на карантине следует рассчитывать как вынужденный простой
Министр здравоохранения Елжан Биртанов опубликовал в Facebook пост, в котором разъяснил, как считают отработанный период. По его словам, медики должны работать в «грязной зоне» не более 36 часов в неделю, в день – не более шести часов. Смена длится от 8 до 12 часов, потому что помимо «грязной зоны» медик работает с документацией, проводит консультации, обедает и т.д.
Всего за март надбавку получили 17,5 тысячи медиков на сумму более 3 млрд тенге:
- первая группа риска – 1 395 человек (717 млн тенге);
- вторая группа – 7 081 (1,8 млрд тенге);
- третья группа – 8 949 (845 млн тенге).
«По первой группе риска средняя сумма доплаты составляет 514 тысяч тенге, по второй – 255 тысяч тенге, по третьей – 94 тысячи тенге, так как оплата осуществляется пропорционально отработанному периоду и не всегда это полный месяц работы с заражёнными или контактными лицами. Во многих регионах пациенты появились во второй половине марта», – пояснил глава Минздрава.
Однако медработники жалуются на несправедливый подход и неполные выплаты. Фонд ОСМС проверил жалобы и выявил такие нарушения:
- в список включали сотрудников, не указанных в группах риска (главные врачи, их заместители), которым надбавку выплатили необоснованно;
- не включали в список тех, кому полагалась надбавка (сотрудники лабораторий, функциональной и рентгенологической диагностики);
- сотрудникам завышали группу риска;
- завышали месячный баланс рабочего времени, который приводил к уменьшению суммы надбавки.
«В отдельных регионах (Карагандинская, Акмолинская, Павлодарская области) установлен график: 14 дней работы + 14 дней карантина ввиду психологической и эмоциональной нагрузки, а также с точки зрения возможного заражения и исключения передачи инфекции. По сути медик отправляется на карантин как контактное лицо. Встаёт вопрос по оплате 14 дней вынужденного простоя, который почему-то оформляется как больничный, что считаю незаконным, работник теряет зарплату» – написал Елжан Биртанов.
За время вынужденного простоя, то есть карантина, медработнику должны выплатить компенсацию не ниже минимального размера заработной платы (42 500 тенге).
Елжан Биртанов поручил:
- Фонду ОСМС до 27 апреля завершить проверку начислений за март;
- сохранить работникам базовый размер оплаты на период простоя. Если простой связан с нахождением на карантине, то учитывать это время как фактически отработанное при начислении доплат;
- не допускать занижения количества отработанного времени ниже установленного в трудовом контракте;
- обеспечить условия труда и отдыха медработников (гостиницы, дома отдыха, санатории).
Надбавки утверждают специально созданные комиссии
Утверждать суммы надбавок и формировать итоговый список получателей должна специальная комиссия, которая создаётся в каждом регионе. Количество её членов должно быть нечётным. Состав формируют акиматы, но Минздрав перечислил, представители каких ведомств должны туда входить:
- местного исполнительного органа;
- главного государственного санврача области, города республиканского значения и столицы;
- управления здравоохранения;
- управления по вопросам занятости и социальной защиты;
- партии Nur Otan;
- неправительственных организаций, представляющих интересы медработников.
Главврач готовит список сотрудников с информацией по отработанному периоду. Комиссия вправе увеличить или уменьшить суммы надбавок с учётом ситуации с заболеваемостью в регионе, а также рекомендовать к премированию медиков, не перечисленных в группах риска. Но в этом случае средства на их поощрение должны выделять из местного бюджета либо бюджета больницы, либо из спонсорских средств.
Почему не все довольны надбавками
Не все довольны условиями получения выплат. Но сказать об этом публично не решаются. На условиях анонимности медсестра 2-й городской больницы Нур-Султана рассказала, почему считает несправедливым такой подход. Женщина больше 15 лет работает в хирургическом отделении. 21 марта врачей вызвали в гостиницу Hilton, где сообщили, что теперь они должны участвовать в противоэпидемических мероприятиях.
«С тех пор и до 10 апреля мы работали, домой не ходили. В тот день освободили отель, оставив только врачей, медсестёр, санитарок, программистов и сантехника – всего 18 человек. Нам нужно было осматривать пассажиров, которых привозили из аэропорта в гостиницу. Первый рейс был из Минска, 268 человек. Всего мы встретили не меньше 10 рейсов из разных стран, в каждом из которых от 60 до более 200 человек. На каждом рейсе было как минимум 10 заражённых, которых мы обслуживали», – рассказала медсестра.
Не у всех были противочумные костюмы в достаточном количестве. Медикам проводили тест на коронавирус каждые три дня, потому что риск заразиться был высоким. Никто тогда не задавал вопросов о премии, все молча работали. Но когда президент объявил о доплатах, наша собеседница была уверена, что этих врачей отнесут к категории высокого риска (вторая группа), ведь они были фильтром, через который проходили все авиапассажиры.
«Нам сказали, что мы в категории среднего риска (третья группа). Ладно, на первую категорию мы не претендуем, но на вторую мы должны были пройти. Ведь мы первые, кто встречал этих людей. Мы не знали, положительный ли у них результат на коронавирус или нет», – недоумевает медсестра.
Бригаде врачей перечислили по 212 тысяч тенге, сказав, что туда входит президентская доплата и надбавка от Nur Otan.
«То есть они в одну сумму объединили президентскую выплату и от партии. Также нам обещали выплатить сверхурочные по 60 тысяч тенге. До сих пор ждём», – сказала медсестра.
Зампредседателя правления НАО «Фонд социального медицинского страхования» Марат Шорановна брифинге прокомментировал ситуацию.»Мы знаем эту ситуацию со второй городской больницей. Она была определена в качестве оператора по провизорным и карантинным стационарам. Это те самые отели. Медработники второй городской больницы по приказу отнесены ко второй группе риска (к группе высокого риска. – Авт.)».
Но медсестра, которая давала нам интервью, после брифинга сказала, что категорию им так и не пересмотрели.
Кто получит выплату в случае заражения или смерти
Выплаты в 2 млн тенге обещаны заражённым медикам. Однако, чтобы их получить, необходимо доказать, что Covid-19 подхватили на работе. Доказыванием в случае инфицирования занимается специальная комиссия. Такие же условия прописаны для получения 10 млн тенге в случае летального исхода.
Выплаты предназначены сотрудникам, которые:
- задействованы в противоэпидемических мероприятиях;
- работают в инфекционных, провизорных и карантинных стационарах, лабораториях и т.д.
«Это по сути страховка для тех, кто идёт на риск ввиду своих должностных обязанностей. У остальных медицинских работников это такой же общий риск, как и у любого гражданина страны – водителя автобуса, продавца в магазине», – пояснили в Минздраве.
Медикам, не занятым в борьбе с Covid-19, сокращают зарплату
Пока одни медики работают на передовой, другие, не занятые в борьбе с коронавирусом, теряют в зарплате. Один из сотрудников многопрофильной городской больницы №1 Нур-Султана так же на условиях анонимности рассказал Informburo.kz, что администрация сократила ставки, мотивируя это тем, что работы мало и нет смысла держать полноценную смену.
«Тем самым увеличилась нагрузка на дежурного врача, в обязанности которого теперь входят перевязки пациентов, заполнение историй болезней, госпитализация и выписки. Из солидарности наши доктора остаются с суточного дежурства ещё на день, чтобы помочь коллегам. Официального приказа на бумаге с номером и датой никто не показывал», – рассказал медик.
При этом средств индивидуальной защиты выдают мало. После первого выявления заражённого коронавирусом респираторы выдали старшим медсёстрам.
«На словах последовал приказ выдавать один респиратор в сутки, далее они не выдавались, когда выявили второго пациента. В приёмном покое весь персонал ходил в обычных хирургических масках. Но для выяснения обстоятельств вся администрация спустилась в респираторах. Первый руководитель с персоналом не контактирует, избегает встреч. Так и работаем», – констатировал собеседник.
Закрытие границ и введение карантина действительно привело к снижению объёмов оказания медпомощи гражданам. Чиновники ожидают дальнейшего спада в мае. Ситуация осложняется тем, что больницы, заключившие договор с Фондом ОСМС, получают деньги за каждый пролеченный случай. А их сейчас единицы.
«В случае необходимости для поддержки в этот период мы готовы авансом выплатить средства, но надо учесть, что они должны будут в дальнейшем возвращены», – прокомментировал глава фонда Айбатыр Жумагулов.
В случае незаконного снижения зарплаты и принудительного оформления отпуска медикам советуют обращаться в департамент по контролю и соцзащите Минтруда с письменным заявлением.