Родители все чаще жалуются на то, что игрушки быстро надоедают ребёнку, а игры превращаются в баловство. И вообще ребенок не может надолго занять себя сам. Если вам знакома такая ситуация, тогда предлагаю ознакомиться с советами педагогов Л.Галигузовой и Е.Смирновой.
Думаю, что большинство родителей не задумывается о том, что детей нужно учить играть. Вроде бы дети для этого и созданы. Долгое время игра рассматривалась как спонтанная самоорганизация ребёнка. Но исследования психологов показывают, что многие дети совсем не умеют играть, игра не возникает стихийно. Сейчас встречается все больше детей, которые не могут играть самостоятельно. И задача взрослого-научить ребёнка это делать.
Сюжетная игра — наиболее универсальна для психики детей. В игре ярче всего могут проявиться творческие способности. К третьему году жизни ребёнок может не просто подражать действиям взрослого, но и творить-придумывать свои сюжеты, заменять несуществующие предметы подручными (например, представить ложку машиной).
В игре ребёнок чувствует свободу. Игра даёт тренировку памяти, концентрацию внимания, образное мышление.
Как же научить играть?
Ответ прост — увлечь малыша и дать образцы игровых действий. У некоторых родителей это происходит «на автомате», потому и проблем не возникает. Ну а кто-то действительно не показывает ребенку примеры действий с предметами.
Для начала показать элементарные вещи- как качать и кормить куклу, складывать кубики в кузов машины и т.п.
Затем разнообразить действие с предметами. Например, спросить малыша, что любит есть его кукла, поговорить с ней от лица ребёнка, ответить за неё. Пусть у каждой куклы будет свой характер и своё имя.
После этого необходимо научить планировать игру. Пример: прежде, чем кормить куклу, нужно приготовить ей обед. При этом обязательно проговаривать последовательность действий. В ходе таких совместных игр ребёнок учится удерживать цель игры. Нам важно, чтобы он учился мыслить, выстраивать логические цепочки. Тогда при самостоятельной игре он сможет воспроизвести, а позже и придумать сам длительные игровые сюжеты.
Играть вместе с ребенком и показывать ему, как это делать, важно и для развития речи. Ребенок «отрабатывает» распространенные глаголы и фразы.
Такая совместная обучающая игра не требует много сил и времени от родителей, лучше вовлечься на 10-15 минут, но затем увидеть, что ребенок по часу может играть один. Опять же, повторюсь, все родители, как и дети — разные. Для кого-то эти рекомендации могут показаться элементарными, а кто-то ни разу об этом не задумывался.
Например, машины можно не просто катать, можно построить гараж из кубиков, наметить трассы, организовать гараж под детским столом, перевозить на самосвале мелкие игрушки, добавить игрушечных человечков, определить специальные машины (пожарные, полицеские), и, соответственно, придумать для них сюжет. Ребенок сам может к этому и не прийти, если ему не показать.
И, наверное, самое главное — предметы-заменители. Их нужно вводить ближе к трём годам, после введения первых разнообразных сюжетных игр (которые появляются примерно около 2-х лет, но лучше ориентироваться по своему ребенку). Именно от предметов-заменителей зависит развитие фантазии и воображение ребенка, необходимые для игры. Например, вместо ложки кормить куклу палочкой, представить, что кубик — это котлета или стул для куклы и т.п.
И третий важный момент, необходимый для развития самостоятельности — играя с ребёнком, нужно постепенно сокращать свою активность. Спустя некоторое время малыш уже не будет нуждаться в вашем постоянном участии.