В Алматы расследуют массовое заражение медиков в Центральной городской клинической больнице. Лечебницу закрыли на карантин, весь персонал разместили в провизорном центре и взяли анализы на коронавирус. У 182 медработников подтвердилось заражение Covid-19.

Что случилось в ЦГКБ?

11 апреля руководитель управления общественного здоровья Алматы Тлеухан Абдилдаев сообщил, что два врача и 10 медсестёр ЦГКБ заразились коронавирусом. В этот день весь персонал вызвали на работу и взяли тесты.

«У многих сотрудников оказались положительные результаты. Клинику закрыли на карантин. Медперсонал распределили по городу в провизорные центры. Нас отправили в санаторий «Коктем». Мы стали контактными», – рассказывает врач отделения гинекологии ЦКГБ Дмитрий Цай.

По его словам, всего в больнице работает около одной тысячи человек, у 182 оказался положительный анализ на Covid-19. Часть персонала ЦКГБ увезли в санаторий МВД, некоторые остались в самой больнице.

Проверили и пациентов клиники, в тот момент в больнице было 215 человек. У 18 из них выявили коронавирус. Теперь планируют тестировать остальных пациентов, которые приходили в больницу или были выписаны в течение последних 14 дней.

Медучреждение закрыли на карантин. Главврач Алмаз Джувашев уволился по собственному желанию.

Персонал больницы, который находится на карантине, записал видео в поддержку Алмаза Джувашева.

Какой была первая версия причины заражения врачей?

12 апреля главный санитарный врач, руководитель департамента контроля качества товаров и услуг по Алматы Айзат Молдагасимова в эфире муниципального телеканала заявила, что врачи сами виноваты в заражении. Позже сюжет удалили с сайта, но видео успели сохранить другие пользователи соцсетей.

«Одной из причин является несоблюдение самими медработниками мер предосторожности. Нет такой настороженности, которая должна была быть. Ответственность главврача, руководителя – обеспечить сотрудников таким количеством масок и защитных костюмов, сколько надо», – сказала она.

Врачи ЦГКБ в ответ на обвинения санврача потребовали её отставки.

«Санврач сказала, что мы не применяли средства индивидуальной защиты, ничем не пользовались и что нас нужно привлечь к уголовной ответственности. Вся клиника возмущена, мы написали коллективное письмо президенту, что это всё неправда. Мы недовольны», – говорит Дмитрий Цай.

Заведующая отделением гинекологии ЦГКБ Гаухар Амиреева и ещё 33 врача планируют подать в суд на Айзат Молдагасимову.

«Я лично и от лица отделения гинекологии буду подавать на неё в суд. Она ложно обвинила нас и говорит, что медики сами виноваты. Как не стыдно?» – возмущается женщина, добавляя, что в больнице хватало средств индивидуальной защиты.

«Как только ввели режим ЧП, приёмный покой был снабжён защитными средствами. Чтобы мы сами себя не защитили? Нас, простых медиков, начиная с санитарок и заканчивая врачами, кинули под танки, а теперь мы оказались между молотом и наковальней. Ещё хотят обвинить нашего директора, который одним из первых обеспечил всех иногородних сотрудников бесплатным общежитием, питанием, автобус предоставил. Ни одна клиника так не сделала, как наша администрация», – подчёркивает Гаухар Амиреева.

Врачи приёмного отделения

Врачи приёмного отделения

Заведующая отделением терапии Гаухар Джалилова говорит, что главврач закупил терапевтам препарат «Эндомерин» для профилактики.

«В приёмном покое у большинства терапевтов, может быть, благодаря этому препарату результаты отрицательные», – предполагает она.

Кто проводит расследование в очаге заражения?

Айзат Молдагасимова в телефонном разговоре с корреспондентом Informburo.kz рассказала, что её слова неверно истолковали.

«Никто никого не обвинял и не говорил, что, мол, вы виноваты в том, что сами заразились. Медики всегда были в группе риска. Кто и как перевернул мои слова, не знаю. Я говорила, что надо соблюдать меры предосторожности всем: и врачам, и пациентам», – поясняет главный санврач Алматы.

Сейчас департамент контроля качества и безопасности товаров и услуг проводит эпидемиологическое расследование в больнице, чтобы понять, почему произошла вспышка.

Вице-министр здравоохранения РК Камалжан Надыров прибыл в Алматы и лично встречался с врачами, находящимися в провизорных центрах.

«Проводится расследование, в том числе изучается выступление нашей коллеги (Айзат Молдагасимовой. – Авт.). Если по итогам комиссия усмотрит в этом заявлении какое-либо нарушение, безусловно, она понесёт наказание», – прокомментировал Камалжан Надыров.

По его словам, пока рано делать какие-то выводы.

«Ни один специалист не может стопроцентно сказать, что внутри медорганизации исключён способ передачи внутрибольничной инфекции. Одним из возможных вариантов может быть передача инфекции от врача к пациентам или наоборот – от пациента к врачу. Как раз об этом моя коллега сказала (Айзат Молдагасимова. – Авт.). К этим вещам нужно относиться спокойно и с понимаем. Наша задача – не найти крайнего, кого-то уволить. Наша задача – найти причинно-следственную связь», – подчеркнул он.

Почему врача пытались госпитализировать без результатов теста?

Врачи больницы говорят, что некоторые получили результаты теста без печати.

«Вечером 13 апреля дали нам список врачей, у которых анализы оказались положительными. И только сегодня, 14 апреля, мы выясняем, что у 552 человек тесты отрицательные. Нам не выдали анализы в письменном виде, только устно сказали результаты», – рассказывает заведующая отделением гинекологии ЦГКБ Гаухар Амиреева.

Гаухар Амиреева не получила результатов тестирования, однако вечером 14 апреля её пытались госпитализировать из санатория «Коктем» в инфекционный стационар – туда, где лечат больных с подтверждённым диагнозом.

«Мы все здесь контактные, и всем пришёл отрицательный результат. Эти действия я связываю с тем, что в Facebook написала пост, что отделение гинекологии подаёт в суд на санврача Айзат Молдагасимову, которая обвинила медперсонал в том, что мы сами виноваты в заражении», – сказала она.

Коллеги поддержали Гаухар Амирееву и потребовали, чтобы госпитализировали всех, поскольку те, кто находится в санатории – контактные.

В ситуацию вмешался министр здравоохранения РК Елжан Биртанов. Он сообщил, что расследованием вспышки коронавируса будет руководить опытный эпидемиолог, заместитель председателя Комитета контроля качества и безопасности товаров и услуг Минздрава Нурхан Садвакасов.

Айзат Молдагасимова корреспонденту Informburo.kz пояснила, что результаты Амиреевой перепутали.

«В лаборатории оказались результаты двух Амиреевых, и у обеих имя начинается на «г». У одной положительный тест, у другой – отрицательный. В день по 900-1000 исследований лаборатория проводит. Возможно, лаборант неправильно написала. У заведующей отделением гинекологии результат отрицательный. Забирать её из провизорного центра никто не будет», – сказала она.

Позже в санаторий «Коктем» прибыли руководитель управления общественного здоровья Алматы Тлеухан Абилдаев и вице-министр здравоохранения Камалжан Надыров.

«Мы приносим извинения нашей коллеге. Произошло это не специально, досадную ошибку медики допустили из-за загруженности, из-за определённой степени невнимательности. За это они понесут соответствующее наказание», – сказал Тлеухан Абилдаев.

Эту версию подтвердил вице-министр здравоохранения Камалжан Надыров в Facebook.

«У двух врачей, по роковой случайности, оказались одинаковые фамилии и инициалы. К тому же они были введены в базу данных как работающие в одной и той же больнице. В общем, идеальная ситуация для того, чтобы что-то напутать. Так вот, произошла ошибка при объявлении результатов тестирования. Благо, во всём разобрались. К счастью, никто не пострадал. Конфликт исчерпан», – написал он.

Как заразились врачи? Версия персонала ЦКГБ

Врачи считают, что главная проблема в сортировке пациентов.

«Привозили пациентов с пневмонией. Мы не могли у них взять анализ на коронавирус, у них же на лбу не написано, что они заражены коронавирусом, и мы вынуждены были их принимать. Мы врачи, долг у нас – всех принимать», – говорят они.

В Алматы два провизорных стационара, туда и должны госпитализировать пациентов с подозрением на коронавирус. Но, как отмечают медики, больных с пневмонией везли в несколько больниц: ЦГКБ, ГКБ №4 и ГКБ №7. Провизорные же стационары фактически превратились в карантинные.

«Приказ управления общественного здоровья о госпитализации больных пульмонологического профиля и больных с респираторно-вирусными заболеваниями был миной замедленного действия. Все наши требования игнорировались», – написал экс-главврач ЦКГБ Алмаз Джувашев в Facebook.

Чтобы защитить врачей от коронавируса, руководство ЦКГБ самостоятельно открыло провизорное отделение, где брали анализ на Covid-19.

«Мы оказываем неотложную помощь. В сутки обращается 200-300 пациентов, а при закрытии двух клиник города их количество увеличилось. Каждый пациент приходит с 1-2 сопровождающими. Учитывая высокую контагиозность вируса, каждый пациент мог принести его с собой. Обследование и лечение с применением инвазивных методов подразумевает близкий контакт и, несмотря на применение СИЗ (средств индивидуальной защиты. – Авт.), стопроцентно исключить заражение невозможно. Ждать результатов анализов на коронавирус, не запуская в здание, невозможно и опасно для жизни больного», – пояснил Алмаз Джувашев.

Пока чиновники и врачи выясняли отношения, стало известно, что в больнице подхватили вирус и пациенты. По словам Джувашева, заразились и те, кто лежит в хирургическом отделении.

«При обследовании обнаружены положительные результаты у пациентов с острой хирургической патологией, где клиническая картина маскировалась под основное хирургическое заболевание. Эти пациенты также являются источником заражения сотрудников», – отметил экс-главврач.

Заведующая отделением терапии Гаухар Джалилова рассказала, что была большая нагрузка на врачей приёмного отделения.

«Закрыли БСМП, перенаправили нам из Талгара пациентов с температурой. Мои терапевты были подвержены риску, поэтому сделали отдельный вход для них, отдельную палату, кабинет, где они принимали пациентов с подозрением на Covid-19. Результатов тестов мы ждали три дня. Пока делали анализ, как на пороховой бочке сидели», – сказала Гаухар Джалилова.

Почему могли заразиться врачи? Версия УОЗ Алматы

Причины заражения врачей изучают санэпидемиологи, но уже есть различные версии.

«Я считаю, что есть промах внутри организации, в распределении потоков больных. Это же не инфекционная больница. Туда обращались потенциально небольные, а инфекция, возможно, ходит среди народа с бессимптомным течением. К ним поступают с какой-то болезнью, но пациенты могут быть носителями инфекции. Возможно, кто-то передал, а врачи не заметили, друг другу передали вирус», – сказал руководитель управления общественного здравоохранения Алматы Тлеухан Абилдаев.

Он отметил, что главврач поступил правильно, открыв провизорное отделение с отдельным входом. Сейчас больницам запретили принимать плановых пациентов и переориентировали работу на приём экстренных больных. Нагрузку ЦКГБ разделили между городскими клиническими больницами №№7 и 4.

Медики, которые заразились коронавирусом на работе, должны получить компенсацию.

Вице-министр здравоохранения Камалжан Надыров сообщил, что теперь все медицинские организации будут охвачены тестированием.

«Все необходимые средства есть: тесты, расходные материалы. Это делается в первую очередь для того, чтобы обезопасить врачей и выявлять очаги. Понятно, что статистика будет неприятно расти, но это неизбежная мера. Если мы хотим локализовать все очаги, нам необходимо идти на этот шаг и массово тестировать наших коллег», – сказал вице-министр.

Также тестировать будут все службы, которые находятся на передовой: полицейских, военных, сотрудников продуктовых магазинов.

По данным на 15 апреля, 370 медработников заражены коронавирусом в 13 регионах Казахстана. Наиболее высокое число в Алматы – 197 человек, в столице – 92, в СКО – 15, в Атырау – 17, сообщила на брифинге вице-министр здравоохранения Лязат Актаева.

Однако по информации руководителя управления общественного здоровья Алматы Тлеухана Абилдаева, в городе заражены коронавирусом не 197, а 218 медицинских работников, из них:

  • 182 работника Центральной городской клинической больницы;
  • 30 сотрудников детской городской клинической инфекционной больницы,
  • 2 сотрудника станции скорой неотложной медицинской помощи,
  • 1 сотрудник городской клинической больницы № 1,
  • по одному сотруднику городских поликлиник 11, 32, 12.